Больше рынка, меньше государства

Современное белорусское кино остаётся не известным российскому зрителю

Кадр из фильма «Брестская крепость»

Кто не помнит такие замечательные фильмы советских лет, как «Альпийская баллада», «Белые росы», «Через кладбище», «Иди и смотри», «Государственная граница», «Люди на болоте», «В августе 44-го», «Дикая охота короля Стаха»? До сих пор их часто показывают по российскому телевидению. Но мало кто знает, что созданы они белорусскими кинематографистами на киностудии «Беларусьфильм». Впрочем, в те времена особо и не выделяли принадлежности кинокартин к той или иной национальной студии. Представляли они в целом советское кино, и многие зрители, да и кинокритики, не видели большой разницы в том, кем конкретно созданы киноленты — литовскими ли, грузинскими, молдавскими мастерами кино. И на международных фестивалях, куда очень часто попадали фильмы республиканских киностудий, они являли собой кинематографическую продукцию, произведённую прежде всего в Советском Союзе. Первая киностудия, родоначальница нынешнего «Беларусьфильма», возникшая на территории Беларуси ещё в 1928 году (двумя годами ранее на советские экраны вышел первый белорусский фильм и по жанру первый советский боевик под названием «Лесная быль»), долгое время располагалась на российской земле, в Ленинграде. И лишь после войны появилась собственная производственная база, позволявшая самостоятельно выпускать художественные и документальные киноленты.

Не только партизаны

Увы, сегодня в России почти не знают национальный белорусский кинематограф. В прокате картин с маркой «Беларусьфильма» практически нет, да и по российскому телевидению их не показывают. Почему-то считается, что белорусское кино почти всё является старомодным, пропахшим нафталином советских лет. Некоторые критики даже термин придумали, назвав белорусское кино «партизанским». Мол, наши соседи только и умеют снимать сюжеты про белорусских партизан, засевших в полесских лесах да пускающих под откос фашистские эшелоны.

Бытует мнение, что кино это в силу некой пропагандистской составляющей неинтересное, официозное. Действительно, минувшая война — основная тема творчества белорусских кинематографистов. И иначе быть не может, так как в Великую Отечественную погиб каждый четвёртый белорус. В республике нет семьи, где кто-то не пострадал бы от рук фашистов. Неудивительно, что память о тех страшных годах живёт в народе и является основой для творческого осмысления местными кинематографистами событий минувшего. Однако, посмотрев добрый десяток белорусских военных фильмов, выпущенных за последнее двадцатилетие, не нашёл в них ни кадра фальши, пафоса, морализаторства или лживой бравады.

Во многом такое несколько предвзятое отношение к белорусскому кинематографу сложилось из-за наследия советских лет, когда наряду с такими прекрасными военными лентами, как «Альпийская баллада», «Через кладбище», «Иди и смотри» выпускались военные картины «по заказу», не отличавшиеся ни разнообразием характеров, ни правдивостью рассказанной на экране истории. В итоге сложился некий отрицательный имидж, который накладывается на сегодняшний день — и это, пожалуй, является основной проблемой современного белорусского кино.

Военная тематика в белорусском кино ещё долго будет будоражить умы республиканских кинематографистов. К тому же зрительский интерес к этой теме, как показывают данные о прокате и социологические опросы, не спадает ни в Беларуси, ни в России. Не случайно многие современные военные фильмы, участвовавшие в международных конкурсах, получали на кинофестивалях призы и награды.

Чтобы убедиться в высоком качестве художественных, и особенно документальных и мультипликационных, фильмов наших соседей, не обязательно ходить в кинотеатр (тем более белорусских кинокартин в российском прокате днём с огнём не сыщешь), а просто заглянуть в Интернет и в режиме онлайн посмотреть лучшие образцы сегодняшнего белорусского кинематографа.

«Мылу» здесь не место

А посмотреть есть что. К примеру, белорусские кинематографисты совместно с российскими, литовскими, латвийскими, голландскими и немецкими коллегами сняли замечательный фильм «В тумане» (по мотивам одноимённой повести Василя Быкова, режиссёр Сергей Лозница), который пробился в основной конкурс кинофестиваля в Каннах. По его итогам он получил очень авторитетную награду — специальный приз Международной федерации кинокритики FIPRESCI. В содружестве с эстонскими и латышскими киномастерами не так давно на базе «Беларусьфильма» был реализован другой международный проект — снят фильм «Одинокий остров», тоже претендующий на участие в конкурсах.

Перечислять кинематографические удачи последних лет можно достаточно долго: это и четырёхсерийный телевизионный художественный фильм в жанре военного боевика, созданный совместно с российской «Арт Синема Групп», «Снайпер-2. Тунгус», и восьмисерийная военная драма «Охота на гауляйтера», и фильм «Масакра», основанный на народных преданиях, произведениях Проспера Мериме и чем-то напоминающий знаменитую картину тридцатилетней давности «Дикая охота короля Стаха», и российско-белорусский фильм «Брестская крепость», и четырёхсерийный исторический фильм «Талаш». Не останутся вне зрительских симпатий и такие картины, как эксцентрическая комедия «Дастиш фантастиш», драма «Волки», «На перепутье», «Всё, что есть у меня», «Сетевая угроза» и многие другие.

За последние четыре года на киностудии было снято около 30 художественных кинолент. В прошлом году, например, на экран вышло лишь пять картин. Всего же за всю почти девяностолетнюю историю «Беларусьфильма» было снято свыше 500 художественных фильмов, несколько тысяч документальных и около 100 мультфильмов. По сравнению с продукцией российской киноиндустрии это количество мизерное, особенно если брать за основу современное кино. Зато белорусы берут качеством. Любой мало-мальски сведущий любитель кино сразу же обратит внимание на то, что наши соседи не выпускают кинематографический ширпотреб в виде так называемых ситкомов, мыльных сериалов, долгоиграющих мелодрам типа «Маша любит Пашу, а Паша любит Сашу», прочно обосновавшихся на наших кино- и телеэкранах.

Если бы белорусские ленты получали в российском прокате, который во много раз больше белорусского, зелёный свет, то наверняка, по мнению многих кинокритиков, многие ленты пользовались бы успехом у российских зрителей, и посещаемость в кинотеатрах была бы высокой. В 2010 году белорусские художественные, документальные и анимационные фильмы в республике посмотрело около 40 тысяч человек.

По законам рынка Небольшое количество выпускаемых в Беларуси художественных кинолент объясняется просто — незначительными денежными суммами, выделяемыми государством на производство и выпуск художественных фильмов. Государство по вполне понятным причинам не может, да во многих случаях и не должно, финансировать все проекты и удовлетворять творческие, и порой малообоснованные, амбиции отдельных режиссёров. Белорусское кино — это кино сугубо государственное, дотационное.

В последнее время ситуация начинает меняться, и, похоже, вскоре в белорусском кинематографе впервые могут появиться фильмы, которые финансируются едва ли не полностью частными предпринимателями.

После вступления в силу Указа Президента Беларуси Александра Лукашенко «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии» впервые появилась реальная перспектива конкуренции для бывшего полновластного монополиста — киностудии «Беларусьфильм» со стороны частных киностудий.

Согласно этому документу, с начала нынешнего года вводятся новые правила распределения бюджетных денег. «Беларусьфильм» теряет право на стопроцентное государственное субсидирование. Теперь наравне с независимыми кинопроизводителями он будет участвовать в конкурсах для получения бюджетных средств. Так, в частности, для игровых лент бюджетный максимум определён в размере 70 процентов от стоимости картины. Остальное — деньги спонсоров, частных продюсеров и меценатов. Как разъяснил журналистам руководитель национальной киностудии Олег Сильванович, отныне «уже не будет так — получил деньги и лежи на печи, ничего не делая. Ни один фильм, не имеющий художественного интереса, чёткой аудитории, не сможет быть запущен в работу. Киноотрасль в Беларуси должна стать самостоятельной». Указ появился после того, как Президент страны Александр Лукашенко не раз и не два резко покритиковал отечественных кинематографистов. Ранее на встречах с руководством киностудии, во время своих регулярных бесед с деятелями культуры, и особенно в ходе посещения нового многозального кинотеатра «Беларусь» в Минске он неоднократно заявлял о нецелесообразности больших бюджетных трат, о необходимости работать на принципах самоокупаемости. Ещё два года назад он приводил такие цифры: за пять лет государственные инвестиции в отрасль увеличились в пять раз, а прибыль выросла только на восемь процентов.

С тех пор ситуация лучше не стала. С выходом президентского Указа в Беларуси фактически узаконено понятие частного продюсирования.

С одной стороны, действительно государство не может нести тяжкое бремя финансирования кинофильмов, которые впоследствии никто не смотрит. С другой — акцент на коммерческой составляющей может привести к массовому выпуску кинопроизведений малоинтересных, бессодержательных.

Некоторые белорусские критики высказывают опасения, что страну ждёт участь российского кино. Как известно, этот рынок сегодня буквально задыхается от всевозможного кинематографического мусора. Причём многие режиссёры нисколько не стесняются ориентироваться ради коммерческого успеха на производство низкосортных с художественной точки зрения кинолент. Всевозможные слезливые мелодрамы, картины, сделанные в стиле плохого «экшн», компьютерные фильмы-ужастики — всё поставлено на поток развлечений. Как бы в погоне за прибылью и бюджетной экономией «не выплеснуть младенца», говорят белорусские деятели кино. Есть опасность потерять фильмы высокохудожественные, общественно значимые, имеющие огромное нравственное значение, но, как это часто бывает, не пользующиеся высоким спросом у обывателей.

По новым правилам, действующим отныне в Беларуси, крупнобюджетный фильм могут посмотреть более 80 тысяч зрителей. Это позволяет его авторам претендовать на покрытие 50 процентов продюсерских рисков. Теперь половину от разницы между вложенной продюсером суммой и теми денежными средствами, которые он получил от кинопроката, возвращает государство.

Кроме того, государство выделяет огромные деньги на реконструкцию отечественной киностудии. Уже работает закон, который освобождает кинопроизводство и кинопрокат от многих налогов. При национальной киностудии «Беларусьфильм» создаётся Совет двенадцати мэтров кино, который, как пояснил журналистам Олег Сильванович, будет работать на общественных началах вместе с гендиректором студии, и в задачу которого будет входить обсуждение наиболее интересных кинопроектов, анализ дебютных картин молодых режиссёров и т. п.

Будет ли реформа белорусского кино успешной, покажет время. Сделать кинопроизводство коммерчески выгодным — по общему признанию, задача очень трудная, так как для этого требуется наличие рыночных условий во всей белорусской экономике. А она почти вся регулируется государством.

Белорусские власти, как показывает практика, выбирают путь постепенных реформ. По их мнению, национальный кинематограф всё же не следует целиком и полностью пускать в свободное рыночное плавание. Здесь считают, что государство способно обеспечить работу национальной киностудии без её приватизации. Принято решение оказывать государственную финансовую поддержку двум кинодебютам в год, производству документальных и мультипликационных лент, фильмов для детей, а также национальных кинопроектов.

Одним словом, пусть будет рынок, но под твёрдым контролем государства.

Где вы, продюсеры?

Очевидно, что для того, чтобы снимать фильмы популярные и пользующиеся спросом в прокате, должны наличествовать как частные продюсеры, так и частные кинокомпании. Где их взять? Сегодня реально действующих белорусских продюсеров можно пересчитать по пальцам. Причём многие в своей деятельности ориентированы на российский рынок.

Не остаётся в стороне от этих процессов и руководство Союзного государства. Так, на одном из недавних заседаний комиссии по информационной политике Парламентского Собрания Союзного государства обсуждался вопрос о выделении денежных средств под проект создания совместного российско-белорусского фильма-эпопеи «Первая мировая». И в качестве аргумента в поддержку этой инициативы был приведён фильм «Брестская крепость», пользовавшийся большим успехом как в России, так и в Беларуси. Идея получила поддержку депутатов, членов комиссии.

Примером того, как кино может быть успешным и высококачественным и в условиях государственного субсидирования, служат белорусские документалистика и анимация. По единодушному мнению кинокритиков, эти отрасли белорусского кино находятся на мировом уровне.

В Интернете довелось посмотреть анимационные ленты самобытного режиссёра Ирины Кодюковой «Удивительный ужин в сочельник», «Соловей», «Легенда о леди Годиве», «Девочка со спичками», «Повесть минувших лет», «Святочные рассказы». Удивительно добрый мир открывает перед нами режиссёр в этих мультфильмах, нарисованных как бы в «детской» манере, хотя, как говорят специалисты, тут использованы новейшие, уникальные технологии анимации.

Не пройти мимо работ таких мастеров белорусской документалистики, как Виктор Аслюк, Галина Адамович и Михаил Ждановский. Тут нет никаких пропагандистских вывертов, нет даже намёка на прославление власть предержащих — показана жизнь, какая она есть. Заброшенные деревни. Удивительная белорусская природа. Простые, порой малограмотные люди, живущие вдали от плодов цивилизации. Они бесхитростны, искренни и бескорыстны. История жизни 80-летнего звонаря, рассказанная режиссёром Екатериной Моховой в фильме «Звонарь», настолько впечатлила жюри XVIII Международного фестиваля локальных телеканалов «Золотой нищий», проходившего в минувшем июне в словацком городе Кошице, что ей была присуждена главная награда в категории «Продюсерские компании».

Словом, белорусский кинематограф, несмотря на длинную вереницу проблем, сумел удержаться на высоком художественном уровне. Жаль, что многие кинопроизведения, игровые, анимационные, документальные ленты наших соседей остаются вне поля зрения россиян. Нам есть что посмотреть у белорусов и чему поучиться.

Николай ЛАШКЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала