Бесплатное образование за деньги

В интервью для «РФ сегодня» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег СМОЛИН, один из авторов проекта федерального закона «О народном образовании», подготовленного Общероссийским общественным движением «Образование — для всех» при поддержке фракции КПРФ, не стал скрывать разочарования правительственным документом.

— Олег Николаевич, в какой мере внесённый в парламент законопроект «Об образовании» вобрал положения альтернативного документа?

— Законопроект «О народном образовании» действительно готовился как альтернативный правительственному, но внесён в палату первым, намного раньше по времени, так что теперь они, наверное, оба альтернативны друг другу. По нашим оценкам, правительственный документ полностью или частично учёл наши предложения по 12 позициям. Сейчас в сравнительной таблице остаётся 76 пунктов, по которым мы сопоставляем два законопроекта. Из них по 10 — наши позиции совпадают, по 24 — мы пытаемся ответить на вопросы, о которых правительство скромно умолчало, по 42 — наши позиции расходятся. Мы рады, что некоторые положения нашего законопроекта учтены, но этого недостаточно. На заседании экспертного правительства 25 июля я предложил Дмитрию Анатольевичу Медведеву взять наш законопроект и внести его от своего имени с обещанием, что мы никогда не будем претендовать на авторство. Лишь бы России была польза.

Если говорить, например, о механизмах финансирования, то мы предлагаем налоговые льготы, как во всём мире. Опыт показал, что подушевое финансирование приводит к закрытию небольших школ. В нашей стране на начало 2011 года закрыто 20,3 тысячи школ, в том числе при Андрее Александровиче Фурсенко — около 15 тысяч. И дело не только в сокращении учеников, но ещё в большей степени в подушевом финансировании. Мы предлагаем более сложную форму — подушевое финансирование плюс финансирование расходов, не зависящих от количества душ.

— Какие положения альтернативного законопроекта фракция КПРФ будет отстаивать принципиально?

— Во-первых, государственную гарантию финансирования образования. Сейчас оно в России, по разным данным, составляет от 3 до 4,2 процента. Кстати, в бюджетном послании Президента предполагается к 2015 году сократить его до 3,8 процента. Между тем, ни одна страна мира не проводила успешной модернизации при затратах на образование меньше 7 процентов. Бразилия, например, только что увеличила расходы на образование с 5,3 процента до 10. Мы столько не просим, а всего лишь 6 процентов. И не потому, что нам так хочется (нам хочется больше), но без этого минимума никакой модернизации в России не произойдёт.

Во-вторых, статус педагогов. Правительственный законопроект закладывает норму, по которой средняя зарплата педагога должна быть на уровне средней зарплаты по регионам. На том же экспертном заседании «открытого правительства» учитель из Липецка, победивший в профессиональном конкурсе, рассказал главе правительства о том, что он получает 17 тысяч рублей при средней зарплате в регионе 18 тысяч рублей. Но при этом уточнил: у него две ставки, то есть за двойную работу он получает столько же, сколько средний рабочий по области. Мы считаем, что в данной ситуации речь должна идти о ставке педагога, а не о его заработной плате. Это будет справедливо, ибо учителя в большинстве своём работают на полторы-две ставки.

Третья позиция связана с ЕГЭ...

— Вы говорите о государственных гарантиях бесплатного образования, но глава правительства заявил, что оно как было, так и остаётся бесплатным.

— Это называется бесплатное образование за деньги. К сожалению, Дмитрий Анатольевич очень часто верит в то, что сам же говорит. Напомню, с 1 июля полностью вступил в силу федеральный закон № 83, который мы воспринимаем как закон «о монетизации духа». В заключении к нему, которое дал профильный комитет Госдумы под руководством уважаемого Павла Крашенинникова, говорится о том, что этот закон фактически превращает некоммерческие учреждения в разновидность коммерческих организаций.

Убедительнее всего о реальном положении дел свидетельствуют социологические исследования. Так, портал «SuperJob» опубликовал данные опроса за 2011 год, где из 1600 опрошенных 77 процентов сообщили, что их расходы на образование выросли. Из них 32 процента заявили, что выросли значительно, а 10 — что они стали платить за те предметы, которые ещё в предыдущем учебном году были бесплатными. Стоит задуматься: если федеральный закон № 83 ещё только начал вступать в силу, а 77 процентов граждан уже заявили о росте расходов на образование, что же будет к 2020 году, когда вступит в силу образовательный стандарт для средней общей школы?! Мы будем настаивать на отмене как федерального закона № 83, так и приказа о новом образовательном стандарте. Они, по образному выражению академика РАН Сергея Капицы, светлая ему память, «Россию превращают в страну дураков».

— На излёте весенней сессии депутаты-коммунисты с инициативой процедуры парламентского расследования по стандарту старшей школы…

— Собрали более девяноста подписей. Андрей Фурсенко, уходя с должности, утвердил федеральные образовательные стандарты. Нынче ведомство возглавляет новый человек, а идеология документа осталась прежней. Если говорить вкратце, то их смысл заключается в следующем: ученика в 9-м классе заставляют принудительно выбрать либо гуманитарную, либо естественно-научную ориентацию. Но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок получил полноценное общее образование, имея полный набор школьных предметов, то как минимум за два из них придётся платить — либо естественно-математические, либо гуманитарные. Предложенный стандарт наносит колоссальный удар в России по естественно-научному, естественно-математическому образованию, где мы всегда были среди мировых лидеров. Модернизация при таком ударе невозможна.

Эксперты из РАО аргументированно доказали, что в рамках последней редакции федерального образовательного стандарта для старших классов любая школа может принять учебный план, в котором будут следующие предметы. Во-первых, объединённый курс русского языка и литературы. Видимо, произведения Антона Павловича Чехова школьники теперь будут разбирать по частям речи или членам предложения. С иностранным языком и математикой относительно нормально, зато из всего обществознания остаётся «Россия в мире», хотя никто толком не знает, что это за предмет. Из естествознания можно будет изучать только экологию, а физику, химию и биологию перевести на факультативную, то есть платную основу. Наконец, вместо искусства и мировой художественной культуры оставить только дизайн.

Безусловно, от ученика в выборе предметов что-то будет зависеть, но далеко не все школы будут готовы этот выбор обеспечить. Это, конечно, крайний вариант. Рассмотрим более реальный, в соответствии с которым преобладающим будет выбор по одному предмету из области естественных наук — либо химия, либо физика, либо биология. Это означает, что по остаткам российской науки будет нанесён серьёзный удар, ибо основные открытия в современную эпоху делаются на стыке наук. Если ты в школе изучал только физику и не имеешь понятия о химии и биологии, то ни в биофизике, ни в физической химии никогда важных открытий не сделаешь. Поэтому даже далёкие от оппозиции люди именуют этот стандарт не иначе как колониальным. Наша задача — преодолеть «монетизацию духа».

Подготовил Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала