Приоритеты парламентской осени

С открытием осенней сессии Государственной Думы в стране начался очередной политический сезон. Уже в конце августа депутаты вернулись из отпусков и начали работать в комитетах, а 11 сентября состоится первое пленарное заседание палаты.

Старт законотворческой деятельности дан, и депутаты понимают, что времени на «раскачку» у них нет. Осенние парламентские сессии всегда скоротечны – это всего лишь три с небольшим месяца полноценной работы, и на сей раз, как планируется, пленарные заседания завершатся 21 декабря. Последнюю же неделю перед новогодними праздниками и зимними каникулами депутаты проведут в регионах.

Повестка дня сессии, между тем, очень насыщенна. Если учесть, например, что только в портфеле одного Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, по словам его председателя Владимира Плигина, находится около 250 различного рода законопроектов, касающихся важнейших сфер общественной жизни, то можно представить себе общий объём законотворческой деятельности. Конечно, не все документы равновелики по своему значению, но каждый из них требует внимательного и тщательного изучения. А некоторые – особенно внимательного, так как они, безусловно, будут иметь большой общественный резонанс.

К последним, совершенно очевидно, традиционно относится федеральный бюджет на будущий год, который парламенту предстоит утвердить этой осенью. А также ряд других документов, обсуждение которых началось ещё в ходе предыдущей – весенней сессии. Тут прежде всего речь можно вести о новом законе об образовании, который был внесён Правительством РФ в Госдуму 3 августа. Разработчики этого документа позиционируют его как основополагающий нормативный правовой акт в этой сфере, и это абсолютно соответствует действительности: иначе он не прошел бы, как отметила заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Швецова, беспрецедентную общественную оценку. По её словам, до внесения проекта было получено большое количество замечаний от авторитетных экспертов, а также, что самое главное, от родителей и их детей. Уже сама дискуссия, которая развернулась в обществе вокруг законопроекта, считает депутат, повысит авторитет образования в стране. Однако широкая общественная дискуссия, уверена она, не исключит бурного обсуждения законопроекта как в парламенте, так и вне его стен.

Очевидно, что не все депутаты согласятся с первой редакцией законопроекта об образовании. Кроме того, помимо основного документа, вернее, одновременно с ним правительство представляет на суд депутатов и так называемый сопутствующий законопроект, предусматривающий внесение изменений более чем в 100 федеральных законов в связи с принятием базового документа. И есть, как и положено, альтернативный документ. На рассмотрение профильного комитета Государственной Думы поступил проект закона «О народном образовании», внесенный группой депутатов под руководством Геннадия Зюганова и Жореса Алфёрова (см. на стр. 10).

Рассмотрение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» в первом чтении предполагается в октябре. И можно не сомневаться – его рассмотрение на Охотном Ряду будет непростым. Впрочем, обсуждение на парламентских слушаниях и в парламентских кулуарах уже началось. Так, 4 сентября состоялось заседание Комитета ГД по образованию, в работе которого принял участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Не менее важным представляются и новые законопроекты, направленные на борьбу с коррупцией. В частности, в Госдуму внесены сразу два документа, ограничивающие внешнеэкономическую деятельность чиновников. В одном заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк предлагает под угрозой крупного штрафа обязать чиновников публиковать сведения о зарубежных активах. В другом – депутаты Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников выступают за введение полного запрета на такую деятельность и полагают, что в качестве наказания необходимы не только крупный штраф, но и тюремное заключение.

Логика рассуждений парламентариев очевидна и созвучна давно сформировавшемуся общественному мнению. Управленческая элита обязана ориентироваться прежде всего на интересы страны и граждан, убеждён Сергей Железняк, отмечая при этом, что у власти не должно быть двойной лояльности, а наличие имущества за рубежом не должно влиять на принимаемые властью решения. Вячеслав Лысаков же считает, что следует разрушать стереотип о том, что люди идут во власть лишь для того, чтобы притронуться к кормушке. В России, по его мнению, пришло время проводить хирургическое вмешательство для решения проблем в этой сфере, а терапия сейчас будет неэффективной, ведь коррупционную пропасть сегодня не преодолеть и в два прыжка.

Думается, что по большому счёту обычным гражданам всё равно, какими методами – хирургическими или терапевтическими – будет вестись борьба с коррупцией. Главное, чтобы люди воочию убедились: такая борьба ведётся, и для этого существуют реальные инструменты. К таковым, например, можно отнести президентский законопроект о контроле за соответствием доходов и расходов лиц, замещающих государственные должности, который Госдума также может рассмотреть и принять в ходе осенней сессии.

По словам первого заместителя председателя Комитета ГД по образованию Владимира Бурматова, таким образом законодательство приводится в соответствие с самыми серьёзными антикоррупционными стандартами, существующими в мире. Ведь речь идёт не просто о контроле соответствия доходов и расходов, но о законодательной новелле – изъятии собственности чиновников в пользу государства в случае выявленных и доказанных нарушений. Чем быстрее будет принят этот закон и вступит в силу, тем полезнее он будет в принципе для всей системы государственной власти и нашего общества, считает депутат. Потому что повышение прозрачности, открытости доходов и расходов – это повышение требований к самим себе.

Ну, а если к себе, то вполне логичны и поправки в закон о статусе депутата, которые предлагает заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Неверов. Если кандидата избрали депутатом, а до этого он участвовал в управлении тем или иным бизнесом, обладал в нём контрольным пакетом акций, необходимо чётко и во всех деталях прописать порядок передачи этих функций, акций другим структурам, либо лицам. Такой порядок должен стать обязательным. И, кроме того, считает он, чётко должна быть изложена норма о конфликте интересов: депутат не может входить в комитет, по профилю связанный с его прошлой коммерческой или руководящей деятельностью.

Из других общественно значимых законопроектов стоит отметить и предложение о введении административных штрафов за нарушение норм о статусе «иностранного агента» для НКО, который Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству уже рекомендовал принять в первом чтении. Напомним, что поправки в КоАП ранее являлись составной частью законопроекта о тех самых «иностранных агентах», принятого ещё весной. Однако нормы об административных штрафах тогда были исключены из текста законопроекта – решено было оформить их отдельным документом и рассмотреть осенью.

Также парламентарии намерены поставить точку и в затянувшейся истории с законом о едином дне голосования. Принятый Госдумой, он оказался отклонён в конце весенней сессии Советом Федерации с созданием согласительной комиссии. Думская её часть сформирована. Как заявил глава Владимир Плигин, депутаты прислушаются к замечаниям коллег с Большой Дмитровки.

Николай ДОРОФЕЕВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала