Будут ли в России ВСМ?

За морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Народная мудрость не перестаёт быть актуальной, постоянно напоминая о том, что конкурентоспособность экономики напрямую зависит от создания более развитой и эффективной транспортной системы, предполагающей значительное улучшение транспортных связей между крупнейшими городами и регионами.

В нашей стране вполне логичным является модернизация сектора железнодорожных перевозок, в частности создание и развитие сети высокоскоростного железнодорожного движения. Увеличение скорости движения пассажирских поездов создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность перевозок, сократит время в пути. Это позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, в итоге сокращая негативное воздействие транспорта на экологию.

Схема развития РЖД до 2020 года предполагает повышение скоростей движения пассажирских поездов, в частности строительство высокоскоростных специализированных магистралей (ВСМ) со скоростями движения поездов до 300–400 км/ч на направлениях Москва—Санкт-Петербург и Нижний Новгород—Казань с возможным продлением до Екатеринбурга.

По экспертным оценкам, перспективный пассажиропоток высокоскоростных магистралей может составить 8,6 млн человек к 2020 году. При этом особую актуальность проект создания сети высокоскоростных магистралей приобрёл в свете проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Железнодорожный транспорт может стать одним из основных способов доставки зрителей турнира.

ВСМ: мировой опыт

Учитывая, что Россия ещё новичок в этой области пассажирских перевозок, очень важным является использование мирового опыта в области высокоскоростного железнодорожного движения.

Высокоскоростные магистрали, которые появились в Европе и Азии в последние десятилетия, вобрали в себя самые передовые достижения в отраслях транспортного строительства, машиностроения, силовой электроники, компьютерных технологий, связи и многих других, определяющих внешний облик современного железнодорожного транспорта. В 2010 году совокупная протяжённость мировых высокоскоростных магистралей превысила 12,5 тысячи километров, из них свыше 4,1 тысячи были построены за последние годы в Китае.

Строительство выделенных высокоскоростных линий позволяет существенно повысить уровень социально-экономического и технического развития, решить многие социальные и экологические проблемы. Исследования, проведённые во Франции, доказали бюджетную эффективность таких проектов в размере 4:1. По прошествии 30 лет эксплуатации ВСМ на каждый вложенный евро (в пересчёте с франков) Франция получила 4 евро прибыли.

Строительство ВСМ представляет собой высокотехнологичный инновационный проект, включающий широкий спектр прогрессивных научных и инженерных решений. Как подтверждает мировой опыт, реализация подобного проекта придаст значительный импульс развитию транспортного машиностроения во всех государствах, участвующих в организации ВСМ, а также формированию современной инновационной среды и наукоёмких секторов экономики.

Анализ европейского рынка перевозок показывает, что максимально эффективным временем следования поездов являются отрезки продолжительностью 2,5–3 часа, то есть организация высокоскоростного движения оптимальна на участках протяжённостью 300–800 км. На этих расстояниях железнодорожный транспорт оказывается в более выгодных конкурентных условиях перед авиационным. Кроме того, появляется возможность организации интермодальных перевозок, когда пассажиры могут путешествовать на обоих видах транспорта по единому билету.

Огромный успех высокоскоростного движения в Европе обусловлен неуклонным ростом пассажиропотока, несомненным удобством передвижения из центра одного города в центр другого, без потери времени на переезд к аэропортам и от них, находящихся, понятное дело, в отдалении от города. Кроме того, высокоскоростные магистрали являются самым экологически чистым видом транспорта.

ВСМ в России

В марте 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ». Этот документ окажет поддержку ОАО «РЖД» в развитии высокоскоростного железнодорожного транспорта, в нём содержится ряд поручений Правительству РФ о принятии мер, касающихся технических рекомендаций для высокоскоростного движения, требований безопасности, механизмов выделения бюджетных ассигнований и привлечения внебюджетных средств, а также подготовки соответствующих кадров.

Правительству РФ поручено определить ОАО «РЖД» единственным исполнителем при реализации проектов создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Развитие высокоскоростного сообщения ведётся в рамках нескольких программ, утверждённых Правительством России, а также Советом директоров ОАО «РЖД». 7 июня 2006 года была утверждена «Программа развития скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах России до 2020 года».

В июне 2008 года Правительство России утвердило «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» — важнейший для отрасли документ, позволяющий планировать развитие на десятилетия вперёд. Высокоскоростное железнодорожное сообщения является приоритетом «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года».

С 2010 года высокоскоростное движение связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области. Высокоскоростными поездами «Сапсан» в сообщении Москва—Санкт-Петербург и Москва—

Нижний Новгород, а поезда «Аллегро» курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. За годы эксплуатации ими были перевезены 5 млн пассажиров, такой спрос говорит о востребованности этой услуги на российском рынке транспортных услуг.

Протяжённость линий в России, обеспечивающих курсирование поездов со скоростью до 200 км/ч, составляет 600 км (Москва—Нижний Новгород и Санкт-Петербург—Бусловская), а высокоскоростных поездов со скоростями 250 км/ч—650 км (Москва—Санкт-Петербург). На сети ОАО «РЖД» курсируют 28 скоростных поездов.

Однако уже разработана концепция проекта строительства выделенной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Длина трассы составит 660 км, ожидаемая скорость движения по выделенной линии будет составлять до 400 км/ч, планируемое время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится до 2,5 часа.

Проведённые исследования показали, что существенное повышение мобильности населения при запуске ВСМ в конечном итоге ведёт к интенсивному развитию экономики как в обеих столицах, так и в регионах между ними. А возможное включение в линию ВСМ международных аэропортов в Москве и Санкт-Петербурге существенно разовьёт мульти-модальные транспортные связи на всём Северо-Западе России.

Инфраструктурная часть проекта будет реализована на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением ведущих мировых компаний в рамках контракта жизненного цикла инфраструктуры сроком на 30 лет.

Этот подход позволит не только привлечь лидеров рынка проектирования и строительства инфраструктуры, но и создать для подрядчиков эффективную мотивацию на коммерческий успех проекта и применение наиболее эффективных и безопасных проектных и строительных решений. Решение об условиях и сроках проведения конкурса может быть принято государством уже в ближайшее время.

Совокупный социально-экономический эффект от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом может достичь 1,8 трлн руб.

Галина РОМАНОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала