Пробелы «местного значения»

В регионах понятнее, как распределять деньги

Андрей ЕПИШИН, председатель Законодательного собрания Тверской области

Предстоящее перераспределение властных полномочий обсуждается сегодня и в центре, и в регионах. Законодательные собрания направляют в Госдуму свои предложения, как устранить правовые пробелы и противоречия в этой сфере. Чтобы всем было понятно, кто за что в стране отвечает, обязательства власти перед гражданами должны быть чётко разграничены. Поэтому полномочия надо отдать тому уровню власти, где их исполнение проще и целесообразнее. Также важно, чтобы они были подкреплены необходимыми ресурсами, в том числе и финансовыми.

Фактически все субъекты Федерации волнуют сегодня три вопроса. В первую очередь устойчивость межбюджетных отношений при формировании региональных бюджетов. Мы не можем достаточно чётко определить в них средства, необходимые для финансовой поддержки наших муниципальных образований.

Несколько лет назад федеральное законодательство сделало серьёзный шаг, перейдя на трёхлетние бюджеты. Благодаря этому регионы получили возможность просчитывать, принимать и уверенно реализовывать свои целевые программы. Но следующий шаг, необходимый при переходе к трёхлетнему планированию, – строгое закрепление бюджетных отношений регионов с муниципальными образованиями – до сих пор так и не сделан. На местах каждый восполняет этот пробел в федеральном законодательстве по-своему. Мы в Тверской области, например, недавно приняли закон, изменяющий порядок софинансирования расходов с муниципальными образованиями. Но нам крайне необходимо, чтобы на федеральном уровне законодательно были закреплены нормативы отчислений муниципальным образованиям на все три бюджетных года.

Сейчас субъекты, несмотря на то, что у них есть трёхлетние бюджеты, вынуждены, смотря по ситуации, каждый год менять суммы отчислений. Межбюджетные отношения складываются из нескольких видов субвенций, дотаций и других способов финансовой поддержки, объём и порядок предоставления которых нестабилен. Минфин постоянно меняет правила игры, и соответственно регионам приходится ежегодно вносить необходимые корректировки. В результате на местах невозможно прогнозировать бюджетные поступления. Как, скажите, в таких условиях муниципалитетам планировать свою деятельность? Закрепив чёткие правила игры в межбюджетных отношениях на федеральном уровне в Бюджетном кодексе, мы дадим возможность муниципальным образованиям страны увереннее исполнять свои полномочия и развиваться. А также снимем многие существующие сегодня противоречия между органами местной и региональной власти.

Второй важнейший вопрос касается земельных отношений. В своё время по разным мотивам был принят закон, отдающий право распоряжения землёй в областных центрах региональным органам власти. Практика показала, что такое распределение полномочий часто себя не оправдывает. Целесообразнее передать это право муниципалитету. Именно областные центры принимают генеральный план города, готовят градостроительную нормативную базу. Но большинство из них не торопится это делать. Передав им право распоряжаться своей землёй, мы не только поступим по справедливости, но подтолкнём все наши областные центры (а это города-миллионники и города с сотнями тысяч жителей) к развитию.

И, наконец, третий вопрос, спорный и очень щепетильный. У нас социальное государство. Социальная политика и её реализация отнесены к полномочиям государственных органов власти, федеральных и региональных. Но ряд полномочий субъектов по адресной социальной помощи отдельным категориям граждан правильнее было бы передать на местный уровень, вплоть до уровня поселений. Ведь очевидно, что именно на местах понятнее, как распределять средства, кому они нужнее всего.

И федеральное, и региональное законодательства постоянно совершенствуются. Многие пробелы мы можем восполнить на местах, исходя из здравого смысла и посоветовавшись с муниципальными депутатами. Вот как, например, мы поступаем со штрафами ГИБДД, которые, согласно федеральному законодательству, поступают в региональный бюджет. Большую часть взимаемых штрафов область направляет на программы безопасности дорожного движения, в том числе и на программу «Безопасный город». А вот другую часть мы отдали муниципалитетам. Так же, как и ряд штрафов за нарушение правопорядка. Сегодня бюджет одной только Твери имеет благодаря этому дополнительно около 45 миллионов рублей в год.

Есть вопросы, которые мы региональным законодательством решить не можем. Возьмем ту же транспортную милицию. В случае, когда штрафы собирают на территории одного субъекта, а полк ГИБДД приписан к другому, штраф в другой и поступает. И мы тут ничего поделать не можем. Это противоречие нужно решать федеральным законодателям. Можно привести еще множество примеров…

Сегодня, когда готовится новое перераспределение полномочий между тремя уровнями власти, очень важно, чтобы голос с каждого уровня был услышан и учтён. Законодательное собрание Тверской области подготовило более десятка предложений, как устранить правовые противоречия в разграничении отдельных полномочий и отрегулировать их финансовое обеспечение. Надеемся, Федеральное Собрание учтёт наши поправки при предстоящей корректировке законодательства.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала