Ученье — свет...

1 сентября, начало нового учебного года, страна встретила дискуссиями о проекте нового федерального закона «Об образовании». Правительство России, наконец-то, утвердило его и в начале августа внесло в Государственную Думу. Документ, подготовленный Министерством образования и науки РФ, призван заменить два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятыми соответственно в 1992-м и 1996 годах.

Работа над новым законопроектом началась в 2009 году. Его первая рабочая версия была размещена на сайте ведомства в мае 2010 года и вызвала неоднозначную реакцию как в профессиональном сообществе, так и у граждан, которые высказали массу аргументированных претензий к тексту. Большое количество предложений поступило и по итогам слушаний в Совете Федерации, Государственной Думе, Общественной палате РФ на конференциях Российского союза ректоров, традиционных августовских педагогических совещаний. На основании замечаний законопроект был доработан и 1 декабря 2010 года размещён для обсуждения на специальном сайте — zakonoproekt2010.ru, куда поступило более 17 тысяч предложений. Для их рассмотрения была создана специальная комиссия. В течение месяца, с 17 мая по 17 июня этого года, на сайте проходила общественная экспертиза так называемого открытого правительства. 25 июля состоялось экспертное заседание «Открытого правительства», а днём позже — Совета министров, которое и одобрило новые основные нормы образовательной сферы.

Какие сложности, поинтересовался на нём глава Правительства РФ Дмитрий Медведев у министра образования и науки, могут возникнуть в парламенте при прохождении законопроекта? Бесконфликтное обсуждение законопроекта в Государственной Думе, ответил Дмитрий Ливанов, обеспечат две принципиальные позиции: сохранение в полном объёме льгот, действующих уже сегодня, и законодательное закрепление обязанности государственных органов финансировать образовательные услуги по нормативу, который позволяет установить среднюю зарплату педагогам не ниже, чем средняя зарплата по экономике соответствующего региона. «Отказ будет воспринят негативно и даст обильную почву для критики законопроекта», — подчеркнул он.

Но именно по этим позициям у Министерства образования возникли принципиальные разногласия с Министерством финансов России. Говоря о них, Антон Силуанов, глава Минфина, сослался на 184-й закон о разграничении полномочий, который требует не нарушать сферы ведения как Российской Федерации, так и её субъектов. И предложил ещё раз дополнительно обсудить спорные положения. В ответ Дмитрий Медведев призвал «все нюансы довести до конца» и «найти гибкую формулу, позволяющую ответить на вопрос». Однако напомнил: все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, сформулированы и должны быть реализованы в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия.

Что в итоге получилось? В сравнении с действующим законодательством в документе обновлены и корректируются названия уровней образования. В новом проекте закона их восемь: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование, высшее — бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Законопроект расширяет круг организаций разных форм собственности, в том числе негосударственных и коммерческих, где граждане смогут получать бесплатное образование. Предусматривает дошкольное образование, как в семейном формате, так и в государственных учреждениях, причём не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей. Кто и как будет контролировать, лицензировать эти учреждения? Отвечая на эти волнующие общество пункты закона, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил журналистам: «Все нормы лицензирования и аккредитации, действующие сегодня, сохраняются в новом законе, но добавляется процедура контроля качества. В каждом учебном заведении или образовательной организации Рособрнадзор сможет проводить контроль освоения учебной программы того или иного уровня. Для государства как заказчика не важно, в каких правовых и юридических формах собственности находится организация, главное — высокий уровень качества подготовки, который мы будем и дальше жёстко контролировать».

Он отметил: расширение доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию — принципиальная позиция министерства. «Уже в этом году, к примеру, контрольные цифры приёма в вузы формировались с учётом негосударственных вузов, — добавил министр. — Около 50 из них получили госзаказ на подготовку специалистов за счёт федерального бюджета». При этом сообщил, что в следующие два-три года количество высших учебных заведений может стать меньше на 20 процентов, а филиалов — на 30. «Мы будем делать так, чтобы хорошо работающие вузы развивались, а плохо работающие — получали понятный сигнал», — сказал Дмитрий Ливанов. Отстающие учебные заведения, по его словам, должны либо улучшать свою работу и становиться частью более сильных вузов, либо прекращать существование. При этом государство будет стремиться к сохранению отраслевых вузов — им гарантирована государственная помощь. Есть понимание и того, что в каждом регионе должен быть свой вуз.

Особое внимание законопроект уделяет выявлению и поддержке талантливых детей, на что направлена общенациональная концепция. Детям-инвалидам гарантируется получение инклюзивного образования. Он также предусматривает модернизацию системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях среднего профессионального образования, в учебных центрах и на производстве. С учётом этого профессиональное образование включает в себя два уровня программ: подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и подготовку специалистов среднего звена.

Впервые на законодательном уровне признаётся особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности для перехода к эффективному контракту с ними. Одновременно с этим законопроект описывает правовое положение обучающихся — их права, обязанности, дисциплинарную ответственность, меры социальной поддержки, которые затрагивают и стипендии, и предоставление мест в общежитиях, и обеспечение учебниками, питанием. Также закрепляет права и обязанности родителей обучающихся или их законных представителей. Устанавливает приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей, на получение информации, на участие в управлении образовательной организацией. Кроме того, впервые предусматривает создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

В соответствии с новым законопроектом, в управлении образованием будут участвовать общественность и работодатели. Для реализации этого положения вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Проект закона повышенное внимание уделяет и социальной поддержке как учителей, так и учащихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть «привязаны» к минимальному размеру оплаты труда. Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почётных званий, государственных и ведомственных наград. Однако в любом случае она не может быть ниже средней по экономике региона, при этом законопроект запрещает учителю быть платным репетитором ученика, который учится в его школе.

Проект федерального закона, сообщил Дмитрий Ливанов, согласован с 31 ведомством и субъектами Российской Федерации. 46 из них одобрили законопроект без комментариев, 37 представили свои замечания, поддержав его в целом. По его мнению, у нового закона «Об образовании» хорошие перспективы принятия уже в этом году. Как он надеется, депутаты приступят к работе над документом в сентябре, когда вернутся с каникул. «Поскольку закон объёмный, сложный, то в соответствии с думским Регламентом будет разослан в субъекты Российской Федерации. Это займёт минимум месяц. Исходя из этого, закон реально в первом чтении может быть рассмотрен в октябре, — прогнозирует министр. — Второе чтение будет зависеть от количества и объёма поправок, которые возникнут после первого». Тем не менее, он уверен: закон вступит в силу сразу и целиком уже в начале 2013 года.

Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала