Вопрос номера

Правительство России одобрило и в начале августа внесло в Государственную Думу проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Ваше мнение об этом?

Людмила БОКОВА

член СФ от исполнительного органа государственной власти Саратовской области

— Образование — это платформа всех наших реформ, насколько удачно будет выстроена его система, настолько успешными окажутся и преобразования в России. Вопрос о том, в какой мере представленный законопроект способствует, например, искоренению коррупции в сфере образования, мы недавно обсуждали в Общественной палате. Учителя и врачи, по статистике коррупционных фактов, уже обогнали чиновников. Где кроются причины? На мой взгляд, всё это становится возможным, когда закон позволяет принимать решения одному человеку. Школа в этом смысле стала прозрачнее, но остались такие не совсем публичные для общественности действия, как лицензирование, аккредитация, те же закупки. Тут очень важно обеспечить контроль и учёт. Новый законопроект определяет принцип открытости системы образования. Важную роль в искоренении коррупции и различных теневых схем сыграет и то, что законопроект в обязательном порядке вводит интернетсайты образовательных организаций, устанавливает перечень необходимой информации для размещения и опубликования на них. Закрепляет систему мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие в динамике как всей отрасли в целом, так и на уровне отдельных школ, колледжей и других учебных заведений.

Руслан ГАТТАРОВ

член СФ от исполнительного органа государственной власти Челябинской области

— Этот законопроект интересует не только тех, кто образованием занимается профессионально, но чисто по-человечески огромное количество людей. Именно поэтому он широко и заинтересованно обсуждался в обществе, вобрал в себя много интересных предложений. С его принятием вносятся изменения в федеральные законы. Они затрагивают во-первых, меры социальной защиты обучающихся и педагогических работников образовательных организаций; во-вторых, унифицируют льготы, которые предоставляются отдельным категориям граждан при приёме на обучение по основным профессиональным образовательным программам; в-третьих, приводят нормы, регулирующие вопросы получения образования в отдельных отраслях.

Ещё хотел бы обратить внимание на отсутствие какой-либо политизации в системе образования. В последнее время некоторые политики призывают создавать в школах те или иные детские или юношеские организации. Хочу напомнить, что по Конституции России идеологией в школе нельзя заниматься, а для политического воспитания есть Всероссийское общество «Знание» и Интернет. В марте 2007 года мы создали интерактивную площадку «Молодой гвардии», где собирали всех молодых депутатов вне зависимости от политических партий. Прошло какое-то время, и этот механизм стал эффективно действовать. Ребята начали работать на виртуальных площадках, в коммьюнити, в блогах. Через какое-то время стали общаться, создавать надпартийные структуры в регионах. В школах надо приобщать ребят к российской культуре, к истории Российского государства, а для этого чаще приглашать туда известных спортсменов, представителей культуры, искусства.

Николай ЖУРАВЛЁВ

член СФ от исполнительного органа государственной власти Костромской области

— Как человек, который курирует у себя в регионе проект «Профессиональные старты», направленный на поддержку талантливой молодёжи, хочу отметить, что в законопроекте особое внимание уделяется детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности. Это растёт будущая гордость и слава нашего Отечества. Но, говоря о них, хочу выделить значимость организации полноценного досуга вообще для всех ребят. Это поможет им не только развивать свои способности, но и избежать дурного влияния взрослого сообщества. Например, приобщения к алкоголизму. Как известно, Россия сегодня занимает первое место в мире по употреблению алкоголя на душу населения: среднестатистический россиянин, с учётом детей и стариков, выпивает 18 литров спирта в год. Это вдвое выше уровня, определённого Всемирной организацией здравоохранения в качестве смертельно опасного для здоровья. По официальным данным, алкогольной зависимостью в нашей стране страдает более двух миллионов человек, а по неофициальным — до десяти миллионов. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы снизился у нас до 15 лет. Именно поэтому я предлагаю законодательно увеличить возраст с 18 до 21 года, с которого допускается продажа пива и алкогольной продукции. Нормальное развитие «северной» страны невозможно без ограничительной алкогольной политики государства. Законодательная инициатива, внесённая в Госдуму, предполагает не только увеличение возраста продажи алкогольных напитков, но и ужесточение ответственности за продажу лицам, которые не достигли установленного возраста. Безусловно, полностью исключить возможность употребления спиртного теми, кто не достиг установленного законом возраста, не получится. Но если государство через законы, а общество через мораль и нравы создаст нетерпимое отношение к таким поступкам, как алкоголизм, наркотики, многие подростки задумаются: а стоит ли это делать?

Владимир ГУТЕНЁВ

«Единая Россия»

— Думаю, о том, насколько законопроект способствует качеству обучения в негосударственных вузах, особенно технических. Интенсивный рост аварий в авиации, речном и морском транспорте, в космической отрасли — тревожный индикатор того, что в системе подготовки технических специалистов появились большие проблемы. Есть над чем серьёзно задуматься. Напомню: до 1985 года в стране было 514 вузов, которые обучали почти 3 миллиона студентов. Сегодня в России — более 1200 вузов, которые ежегодно выпускают более 7 миллионов специалистов. Из них — почти 3 миллиона обучаются по заочной форме и около 200 тысяч — по системе экстерната. За последние пять лет Россия обогнала весь мир по количеству студентов на 1000 человек. В то же время социологические службы начали стабильно фиксировать снижение качества высшего образования. Это побудило и Союз машиностроителей России, и Совет Российского Союза ректоров выступить с инициативой: ужесточить требования к качеству обучения в негосударственных вузах. Они должны быть едиными как для государственных, так и для негосударственных вузов.

Сергей РЕШУЛЬСКИЙ

КПРФ

— Нынче мы дошли до того, что 32 процента российского населения в 2011 году согласились: Солнце — это спутник Земли. На вопрос, кто был первым Президентом России, одна абитуриентка журфака ответила: «Сталин», вторая — «Брежнев». По результатам опроса ВЦИОМ, 35 процентов россиян не читают книг. Речь идёт преимущественно о молодёжи. Треть российских школьников вообще ничего не читают вне школы — ни художественной литературы, ни газет, ни журналов. Это всё следствие той образовательной политики, которая проводилась в стране последние двадцать лет. Думаю, не случайно в конце прошлого учебного года в школьные библиотеки Москвы централизованно поступила книга под названием «Учебник жизни для дураков». В ней содержатся главы: «Учитесь убивать», «Как умертвить родителей и избежать похорон», «Наркотики и способы их применения», «О пользе супружеской измены», «Как украсть и не попасться». По результатам проведённого Минобрнауки России в 2011 году мониторинга выявлено, что в образовательном процессе 14 субъектов России используются учебники, не включённые в федеральный перечень. Вряд ли способны исправить ситуацию и утверждённые Андреем Фурсенко образовательные стандарты, которые побудили депутатов-коммунистов провести соответствующее парламентское расследование. Уже собрали более девяноста подписей, приглашаем депутатов и других фракций присоединиться к этому письму.

Елена ДРАПЕКО

«Справедливая Россия»

— Образование является одной из главных ценностей жителей нашей страны. По социологическим исследованиям, оно находится на втором месте родительских ответов на вопрос: чего вы хотели бы для своих детей? Не случайно введение ЕГЭ в России вызвало у населения гораздо большее возмущение, чем пенсионная реформа. Люди не довольны ЕГЭ, сопротивляются, ибо считают, что власти посягают на их коренное право дать полноценное образование своим детям. В большинстве профильных журналов, которые мне удалось прочитать за последнее время, пишется о том, что нынешняя система образования оболванивает детей, о том, что система ЕГЭ сильно понижает интеллектуальный потенциал нации, ибо заставляет учителей попросту заниматься дрессировкой. Многие депутаты настаивают на добровольности ЕГЭ или, как минимум, на таком его преобразовании, чтобы уйти от примитивной тестовой системы. Такая идея поддерживается 70 процентами российских граждан с высшим образованием.

Виталий ЗОЛОЧЕВСКИЙ

ЛДПР

— Отрадно то, что в законопроекте дошкольное образование определяется как отдельный уровень системы образования. Грустно, что, по признанию Дмитрия Медведева и Дмитрия Ливанова, очередь за местами в детских дошкольных учреждениях составляет более 2 миллионов человек. Несмотря на то, что право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование закреплено в 43-й статье Конституции России, ситуация с детскими садами в стране катастрофическая. А министры при этом не понимают: хорошее воспитание и качественное образование дешёвым не бывает. Ещё одна проблема, связанная с дошкольными учреждениями, — это неправомерные действия их администраторов, которые по разным причинам отказывают родителям в устройстве ребёнка в детском дошкольном образовательном учреждении по месту жительства. ЛДПР внесла в Государственную Думу законопроект, который предлагает привлекать таких работников к административной ответственности. И предусматривает штрафы: от тысячи до двух тысяч рублей для должностных лиц, от десяти до двадцати тысяч — для юридических. Каждый родившийся ребёнок в России должен быть обеспечен достойным вниманием со стороны государства.

Подготовил Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала