Олимпийский Сочи: европейскому стандарту быть!

Лондон принимает Олимпийские игры уже третий раз. Казалось бы, накоплен огромный опыт, но всё равно без проблем не обходится. Сочи через год будет впервые проводить зимнюю Олимпиаду. А поэтому, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью газете The Times, британский опыт устроителями Игр-2014 будет тщательно проанализирован. Что же сегодня происходит в столице грядущих зимних Олимпийских игр? Дороги города-курорта прибрежного, а тем более горного кластера, давно нуждались не просто в ремонте, а в кардинальном преобразовании. В настоящее время поставлена задача сделать всё возможное для модернизации транспортной инфраструктуры Сочи. О том, как решает эту важнейшую не только олимпийскую, но и государственную задачу «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», наш рассказ.

К строительству транспортной развязки «Краснодарское кольцо» генеральный подрядчик ОАО «Тоннельдорстрой» приступил в марте 2010 года. Площадь застройки составила 34 500 кв.м. Объект включает три эстакады (общей протяжённостью 230 м), один низовой мест (63 м), три путепровода (58,4 м) и 20 подпорных стен (1200 м)

Для Сочи олимпийский проект — это не столько две недели спортивных состязаний, сколько шанс обновить всю инфраструктуру курорта, в том числе и транспортную. Сегодня в Сочи одновременно строятся три крупных автомагистрали: «Дублёр Курортного Проспекта», трасса «Адлер–Красная Поляна», дорога по улицам Пластунская—Транспортная. Кроме того, ведётся строительство восьми транспортных развязок. Федеральные олимпийские объекты, реализуемые ФГУ ДСД «Черноморье» по заданию Росавтодора, являются ключевыми в создании единой схемы автомобильного движения в городе-курорте.

В начале июня 2012 года состоялось торжественное открытие объекта «Автодорожный мост через реку Сочи с устройством транспортной развязки в районе Краснодарского кольца», заказчиком-застройщиком которого выступил ГУКК «Краснодаравтодор».

— Решение о строительстве транспортной развязки Краснодарское кольцо принималось в сложнейшее время кризиса 2008 года, — напомнил о начале строительства во время торжественной сдачи в эксплуатацию вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. — Финансовые возможности страны в тот период оставляли желать лучшего, поэтому беспощадно «резались» многие объекты. Дискуссия же вокруг Краснодарского кольца была недолгой, так как все понимали, что это один из ключевых элементов транспортной инфраструктуры Сочи, который позволит вдвое увеличить пропускную способность в центре курорта. Введя в эксплуатацию все строящиеся сегодня в городе дороги, мы увеличим их пропускную способность в 2,7 раза. Таким подарком городу мы, с одной стороны, окупим долготерпение сочинцев в период масштабного строительства, сделав их передвижение более комфортным. С другой, привлечём в город туристов — вопросы экологии и транспорта для большинства остаются приоритетными при выборе места отдыха.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, присутствующий на открытии развязки, подчеркнул, что данная развязка — уникальный проект не только на уровне города, но и всего края. Он выразил уверенность, что транспортная развязка Краснодарское кольцо позволит решить сразу две проблемы: вывести за город часть транзитных потоков и в какой-то мере улучшить экологическую ситуацию, поскольку выбросов газов в атмосферу при простаивании машин в пробках уже не будет. А глава Сочи Анатолий Пахомов сконцентрировал внимание на решении другого аспекта городской транспортной проблемы — открытая в начале курортного сезона развязка положительно повлияет на транспортную ситуацию в первую очередь в Центральном районе города. Он также выразил уверенность в том, что полная реализация олимпийского проекта позволит горожанам навсегда забыть о пробках.

Развязка «Краснодарское кольцо» не единственный транспортный объект, введённый в эксплуатацию в 2012 году. В апреле было открыто рабочее движение, а в июне введены в эксплуатацию транспортные развязки «Стадион» (Центральный район) и «Адлерское кольцо» (Адлерский район). Открытие рабочего движения было жизненно необходимым из-за сложившийся в городе ситуации с многочасовыми пробками. Строители, пойдя навстречу горожанам, завершали работы, которые в основном были связаны с благоустройством объектов, во время движения машин по эстакадам, мостам и съездам.

— Две трети государственных инвестиций в подготовку города к Олимпиаде-2014 и развитию Сочи как горноклиматического курорта — это инвестиции именно в транспортную инфраструктуру, — подчеркнул Дмитрий Козак, открывая движение на развязке «Адлерское кольцо». — После того как были решены самые сложные земельно-имущественные вопросы, я обоснованно могу выставить оценку «отлично» всем транспортникам: Министерству транспорта, Росавтодору, РЖД. Им удалось разрешить проблему сложнейшего транспортного узла в районе Адлерского кольца и дороги до кольца. Открытие рабочего движения позволит оставить в прошлом транспортные проблемы этого участка дороги. Опыт, который приобретается в Сочи и с точки зрения развития города, и с точки зрения управления крупными проектами — это ценное нематериальное наследие Олимпийских игр в нашей стране.

Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин и директор ФКУ ДСД «Черноморье» Владимир Кужель за день до открытия движения на «Стадионе» и «Адлерском кольце» инспектировали готовность транспортных развязок.

Строительство транспортной развязки «Стадион», расположенной на 184-м км автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи, должно решить проблему низкой пропускной способности съезда с Курортного проспекта и ул. 20-й Горнострелковой дивизии. В перспективе развязка призвана осуществлять связь между Курортным проспектом и Дублёром Курортного проспекта. Она позволит вывести транзитные потоки автотранспорта за пределы плотной городской застройки, а также улучшить транспортное обслуживание окраин города и автодороги М-27. Строительство было осложнено наличием водотока (река Бзугу), путепровода через железную дорогу, значительным количеством подпорных стен, существующей застройкой и спортивного объекта «Стадион».

— Развязка «Стадион» построена по индивидуальной схеме, — рассказал во время инспектирования журналистам Анатолий Чабунин. — Генподрядчик работал в сложнейших условиях. Вопервых, она строилась в стеснённых условиях: с одной стороны школа, с другой — стадион, во-вторых, каждый метр приходилось согласовывать потому, что на этом участке проходит огромное количество коммуникаций: и водопровод, и канализация. Сам объект построен на небольшой площади и имеет несколько уровней. На время строительства пришлось использовать школьную территорию, чтобы дети могли заниматься физкультурой, была специально построена открытая спортивная площадка, которую после завершения строительства предполагалось демонтировать. Сегодня педагоги просят её оставить — и мы будем искать возможность удовлетворить эту просьбу, чтобы в распоряжении детей было две спортивные площадки. Таким образом, мы попытаемся компенсировать доставленные неудобства. Покрытие развязки выполнено в соответствии с действующими нормами, при этом использованы наработки научных проектных институтов. Щебёночно-мастичный сурдобетон — инновация, которая позволяет добиться большей этом участке находится пять очистных сооружений, которые будут очищать воду, попадающую из ливневой канализации, и после очистки выводиться в реку. Взамен вырубленных в связи со строительством деревьев, здесь высаживаются новые деревья и кустарники — в целом, облагораживается территория. Развязка также обеспечила дополнительный подъезд к стадиону, что крайне важно с точки зрения противопожарной безопасности. Значительно увеличить пропускную способность в этом районе мы сможем тогда, когда будет введена в эксплуатацию дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии.

Автомобильная транспортная развязка «Адлерское кольцо» расположена на пересечении стратегически важных трасс: автодороги М-27 и автодороги А-149, которая является основной магистралью к горнолыжному курорту Красная Поляна. На основе проектных данных и по перспективной интенсивности движения было принято решение о строительстве дополнительной транспортной развязки на ул. Ленина. Таким образом, проектом предусмотрен транспортный узел «Адлерское кольцо», состоящий из двух транспортных развязок, разнесённых на 580 м и соединённых между собой эстакадой. Строительство этих развязок в разных уровнях и эстакады, соединяющей транспортные узлы на ул. Ленина и «Адлерское кольцо», закрытие железнодорожного переезда обеспечат разделение основного транспортного потока от местного, движущегося непосредственно к ул. Мира, и снизит движение местного транспорта в зоне «Адлерского кольца». Новая двухуровневая транспортная развязка «Адлерское кольцо» обеспечит непрерывное автомобильное движение на участке между железнодорожным вокзалом, федеральной автомагистралью М-27 в обоих направлениях, проездом к аэропорту города Сочи, а также к горному кластеру.

— Многоуровневая транспортная развязка «Адлерское кольцо» решает проблему пересечения транспортных потоков на данном участке, — подчеркнул Анатолий Чабунин. — Этот объект считается уникальным: здесь сложная, но интересная схема движения. «Спагетти в тарелке», как назвали её сами строители, получилось исходя из того, что мы были очень ограничены в проектных решениях: с одной стороны аэропорт со взлётно-посадочной полосой, с другой — железная дорога и федеральная трасса. Главная сложность заключалась в согласовании и «привязке» технических решений к предъявляемым различными ведомствами требованиям. У проектировщиков не было возможности сделать масштабный проект — на этом участке ограничения и по площади, и по высоте. Объект получился неординарный и нестандартный, но безопасный и улучшающий пропускную способность дорог. Отличительная особенность развязки — «разбросанные» возле неё олимпийские кольца, которые ночью будут подсвечены. Это оживит и украсит развязку, создаст дополнительный эффект в восприятии данного объекта, построенного в связи с проведением олимпиады.

Развитие города Сочи как горноклиматического курорта и центра проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, мирового первенства по автогонкам «Формула-1», чемпионата мира по футболу 2018 года предполагает дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры города и региона.

Двухуровневая транспортная развязка «Адлерское кольцо» состоит из эстакады с 11 съездами, тремя путепроводами и надземным пешеходным переходом. Общая протяжённость развязки 5992 м. Расчётная скорость движения — 60 км в час. Окончательный ввод в эксплуатацию запланирован на нынешний август. Строительная готовность всего объекта почти 100 процентов, в том числе готовность основной эстакады через железнодорожные пути по ул. Мира, транспортных узлов на ул. Ленина и на ул. Авиационной. Общая стоимость около 5 млрд рублей. Транспортная развязка «Стадион» включает 4 эстакады, из них — две основного хода и два съезда, а также два моста через реку Бзугу. Общая протяжённость эстакад и съездов — 2850 м. Расчётная скорость движения — 60 км в час. Окончательный ввод в эксплуатацию в текущем августе. Строительная готовность по состоянию на конец июля почти 100 процентов, в том числе готовность двух эстакад по основному ходу в направлении Адлера на Курортном проспекте, готовность пяти съездов на улично-дорожную сеть. Общая стоимость объекта 1,9 млрд рублей.

Лариса ОСТРЕНКО

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала