Инвестиционная инициатива

Российские железнодорожники в нынешнем году выполняют рекордную инвестиционную программу.

Разговоры про надвигающуюся вторую волну кризиса в последнее время стали общераспространённым мейнстримом. Мировая общественность из недели в неделю отмечает новые признаки рецессии, о которой свидетельствуют рост безработицы, падение промышленного производства, перетекание капиталов из активов в деньги. Заметим, что, кроме громких заявлений регуляторов всех уровней, пока никаких конкретных действий не наблюдается, хотя их набор в целом давно уже известен.

Самой эффективной и проверенной мерой является поддержка промышленного производства, причём не посредством прямых инвестиций, а путём поощрения спроса. На практике доказано, что стимулирование инвестиционных программ инфраструктурных компаний является мощным плечом для производящих отраслей. Именно такие шаги были предприняты развивающимися экономиками в 2008–2010 годах. В частности, Китай в развитие национальной железнодорожной сети вложил свыше 300 млрд долларов и за несколько лет стал страной с одной из крупнейших в мире железнодорожной сетью.

В России необходимость поддержки отечественного производителя через капвложения в крупные инфраструктурные проекты вроде бы осознана на самом высоком уровне. Конструктивная дискуссия на этот счёт была и на апрельском заседании по вопросам развития инфраструктуры под руководством Владимира Путина, и на Петербургском экономическом форуме. Пока ведутся разговоры на высшем уровне, инфраструктурные компании не теряют времени и сами увеличивают инвестпрограммы.

Первоначально утверждённый на заседании совета директоров ОАО «РЖД» инвестиционный бюджет компании на 2012 год составлял 428,4 млрд рублей, в том числе на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства РФ было направлено 74,9 млрд рублей. По итогам работы компании за первое полугодие параметры инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» увеличены на 31,7 млрд рублей. По итогам работы за полугодие инвестиции ОАО «РЖД» составили около 142,3 млрд рублей, введено основных фондов на сумму около 63,9 млрд рублей.

Московские проекты

В 2012 году железнодорожники приступили к масштабной работе по модернизации и развитию Московского транспортного узла, хотя усиление железнодорожной инфраструктуры в московском регионе было запланировано «Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», однако в связи с отсутствием финансирования работы откладывались.

В настоящий момент ведётся подготовка к реализации трёх проектов: реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги, комплексная реконструкция одного из участков Большого Московского окружного кольца и реконструкция участка Домодедово–Аэропорт с укладкой дополнительных главных путей.

Уже подготовлена рабочая документация первоочередного участка МКЖД Пресня–Канатчиково. Его протяжённость составит девять км, на нём будут расположены четыре транспортно-пересадочных узла и два остановочных пункта. Ввод в эксплуатацию первой очереди планируется во втором квартале 2014 года.

Московская кольцевая железная дорога позволит ежегодно более 250 миллионам пассажиров пользоваться дополнительным транспортно-пересадочным контуром, для этого на ней ежесуточно будут курсировать 100 пар электропоездов с интервалами в часы «пик» до 5 минут.

Начались работы по подготовке к реконструкции северного участка Большого Московского окружного кольца. Целью реализации проекта является необходимость организации движения поездов весом до 6000 тонн. В этом году будет завершена разработка рабочей документации и начнутся строительно-монтажные работы.

В связи с поэтапной реконструкцией аэропорта «Домодедово» и расчётным увеличением годового потока авиапассажиров к 2020 году с 20,8 млн до 39,1 млн человек возникла необходимость реконструкции данного участка с укладкой дополнительных главных путей и увеличением размеров движения аэроэкспрессов с 30 до 58 пар. Будет реконструирован участок от Домодедово до станции Космос с дальнейшей реконструкцией станции. В 2012 году средства предусмотрены на завершение разработки проектной документации и начало строительномонтажных работ.

Государственный подряд

В рамках выполнения государственного заказа в июне состоялось торжественное открытие железнодорожной ветки из аэропорта Владивостока до центра города, приуроченное к саммиту стран АТЭС.

Продолжаются работы по строительству ветки от аэропорта Казани до города. Инвестиции в первом полугодии составили 2,9 млрд рублей. Уложено 22,1 км пути, 61 новый стрелочный перевод, осуществляется защита пересекающих линию коммуникаций. Кроме того выполнена реконструкция железнодорожного пути, закончен монтаж надземной эстакады на подступах к аэропорту, начато сооружение пассажирского терминала для железнодорожных пассажиров в аэропорту.

Одна из самых грандиозных и трудных железнодорожных строек последних лет — транспортные объекты предстоящей Олимпиады в Сочи. В соответствии с правительственной программой ОАО «РЖД» является ответственным исполнителем по шести объектам.

В этом году запланирован ввод в эксплуатацию большой части объектов. В феврале запущена железнодорожная линия от Адлера до аэропорта г. Сочи. Для этого было построено 2,8 км пути, два тоннеля (180 и 336 м), три железнодорожных эстакады (общей длиной 740 м) и пассажирский терминал. В апреле закончена реконструкция со строительством двухпутных вставок от Туапсе до Адлера общей длиной 30,3 км.

До конца года ОАО «РЖД» планирует ввести в эксплуатацию пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста, а также завершить строительство спального корпуса на 49 номеров НУЗ «Санаторий «Мыс Видный» в Хостинском районе.

В рамках работ по строительству совмещённой автомобильной и железной дороги планируется закончить укладку пути до ст. Альпика–Сервис и обеспечить сквозной проезд по автомобильной дороге от ст. Эсто–Садок до ст. Альпика–Сервис. Расшивка «узких» мест Из-за переориентации грузопотоков на Восток остро встал вопрос об усилении инфраструктуры на этом направлении. ОАО «РЖД» внесло свои предложения в комплексную программу развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая предусматривает строительство вторых путей на БАМе и модернизацию Транссиба. При этом ряд проектов реализуется уже сейчас.

Компания продолжает работы по реконструкции участка Оунэ–Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре–Советская Гавань. Расшивка этого «узкого горлышка» на БАМе позволит к 2014 году вдвое увеличить количество грузовых поездов, следующих в порт Ванино.

В настоящий момент завершены работы по проходке 3,8 км штольни, ведутся работы по предтоннельным зданиям и сооружениям, устройству вторых путей к западному и восточному порталам тоннеля. Ввод тоннеля с подходами к западному и восточному порталам запланирован в ноябре 2012 года.

Активно ведутся работы по модернизации пути и электрификации участка Карымская–Забайкальск, который отходит от Транссиба в Китай. В первом полугодии проведена реконструкция первого главного пути на перегонах Шерловая–Зун-Торей и Оловянная–Ясногорск, в том числе 10 искусственных сооружений (мостов и водопропускных труб) общей длиной 235,2 м, осуществлена реконструкция приёмоотправочных парков станции Забайкальск.

Несмотря на рекордный для железнодорожников объём инвестиционной программы, без государственной поддержки с проблемой нехватки инфраструктурных мощностей у ОАО «РЖД» не получится. Согласно существующим расчётам, при сохранении положительной динамики железнодорожные перевозки выйдут на уровень 2008 года уже в следующем году. При этом к 2015 году без соответствующих инвестиций в развитие сети невывезенными могут оказаться свыше 200 млн тонн новой грузовой базы, и железная дорога фактически станет тормозом экономики.

Максим СЕРГЕЕВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала