Книга как святыня

На рубеже XVII–XVIII веков нынешняя Беларусь давала убежище спасавшимся от преследований старообрядцам. В те времена они заселили Гомельскую область, и эта местность получила название Ветка. Так назывались остров на реке Сож и одно из самых крупных старообрядческих поселений.

Ветка и другие слободы быстро превратились в крупные торговые центры. Как символ духовного рассвета, строились монастыри. На Ветку дважды (в 1735 и 1764 годах) направлялись царские карательные войска для «выгона» (выселения) старообрядцев в Россию. Ветка была разорена. Но сохранились и развились созданная здесь иконописная и книжная культура, традиции вышивки, резьбы по дереву, чеканки, «цветущий» стиль украшения рукописей, письма.

Старообрядцы Ветки, высланные в Сибирь, в Забайкалье, принесли сюда и своё искусство. Ветковская культура охватила огромные пространства, став своеобразным культурным мостом между Беларусью и Россией, сочетая в себе традиции обеих стран.

Фотоальбом «Живая вера. Ветка» — совместный проект, реализованный в рамках соглашения между Министерством информации Беларуси и Департаментом средств массовой информации и рекламы Москвы. «Год книги в Беларуси совпал с Годом российской истории в братской стране. Фотоальбом раскрывает общие исторические корни двух народов, объединяет их культуры. Издание демонстрирует высоту научного знания Беларуси, к тому же в нём содержание и оформление соответствуют друг другу — они на высоком уровне», — такое мнение вы сказала первый заместитель министра информации РБ Лилия Ананич на презентации этого издания.

Фотоальбом «Живая вера. Ветка» представляет собой обширный каталог предметов церковного назначения и одновременно научное исследование. В издании несколько разделов, посвящённых иконописи, золочёной киотной резьбе, шитью жемчугом и бисером, искусству златокузнецов и древнему старообрядческому литью. Такие книги — гордость печатников и учёных. О раритетах мы беседуем с директором Ветковского музея народного творчества Галиной Нечаевой.

— За всеми нашими словами толь ко тогда есть смысл, — считает Галина Нечаева, — когда есть кровная связь и та энергия, которую предки передают нам, а мы — будущему. Если такой преемственности не будет, никакие слова никого ни в чём никогда не убедят. Чем больше мы узнаём традиционную культуру, тем больше понимаем, что наше прошлое — большой, сложный организм, огромный музыкальный инструмент, и если ты два–три гармоничных созвучия извлекаешь, значит, правильно понял его законы…

Мы работаем в простом, почти деревенском музее. У нас творческий, почти актёрский, а потому нервный коллектив, едва поддающийся управлению. Нас объединяет любовь к тому, что мы делаем и храним. Ветка не хотела отказываться от радостей жизни. Один пример. Основатель музея Фёдор Григорьевич Шкляров учил нас ездить по деревням. Вот мы приехали в одну старообрядческую деревню. Вышла старенькая-старенькая бабушка. Тогда была традиция у старообрядцев: старики, чтобы детей не обременять, сами всё готовили себе на смерть, включая гроб. Эта бабушка попросила его у Шклярова.

Он был на все руки мастер, то ли сам сделал гроб, то ли заказал, но доставил ей. Прошло лет пятнадцать, гроб лежит на чердаке, а бабушка живёт и живёт. Шкляров был настолько талантлив, насколько и грубоват: «Что ты, Ирина, гроб заказала, пятнадцать годов прошло, а ты все живёшь». А она: «Мой-ка ты Федюшка, на том свете не вема, что будет, а здесь живёшь, красуешься, са-мо-воль-ни-чаешь!»

В другом доме спрашиваем: «Бабушка, а что вам эти иконы?» — «Детки мои, я ими только и красуюсь». То же в третьем месте, в четвёртом. Мы задумались над происхождением слова «красоваться». И вдруг поняли: одно из доказательств правды — красота. По старым словарям нашли, что первое значение слова «красовать себя» — поглощать, впитывать красоту, поверять себя красотой и самое главное — радоваться. Ветковский музей — это музей, где икона «горит» светом, красотой, радостью. Невероятные краски, золото, россыпь различных цветов…

В основу обложки альбома взята стёртая, ушедшая икона. Фрагмент. Галина Нечаева так пишет о ней в альбоме: «В малом фрагменте иконы, среди сплошных утрат до доски, остались два лика от многолюдной композиции. Что за сюжет? Рождество Христово, волхвы, Покров, народ во храме? Но в любом случае чувствуется, что художник ощущал плотность и многолюдство сцены. Это было важно для мира Ветки, где «слободы, яко пресветлые города расставлены, где вместо древес людей умножение показася, а трава и тернии растущие — вертограды и садовия обратишася».

Фотоальбом представлен в серии «Энциклопедия раритетов». Это большой проект республиканского издательства «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки». С чего же началась альбомная эпопея «Белорусской энциклопедии»? Мы рассматриваем книги вместе с директором издательства Татьяной Беловой. Первый альбом, который она предложила выпустить (ранее издательство ими не занималось), был посвящен 600-летию установления заповедного режима в Беловежской пуще. Он вышел в 2009 году. Статьи в нем написаны на белорусском, русском и английском. Проект такого масштаба и значимости был реализован в Беларуси впервые.

— Замысел был таков: 600 лет Пуще — 600 страниц в фотоальбоме, — рассказывает Татьяна Владимировна, доставая эту массивную книгу из футляра, имитирующего кору дерева. — Причём это лишь 600 лет заповедности, когда стало ясно, что земля Пущи уникальна, её надо охранять. Подключили творческий коллектив фотографов, определили задания. Разворотные каллиграфические страницы специально для этого издания выполнил художник, профессор Павел Афанасьевич Семченко. Название определили по одной из легенд — «Земля силы». Дело в том, что в Пуще есть места, выложенные лабиринтом из камней: человек входит, и его как будто пробивают маленькие иголочки, а выходя, ощущает прилив силы, словно в него влилась некая энергия. Это в прошлом языческие места, здесь совершались обряды, дававшие силу воинам.

Мы переворачиваем одну из страниц альбома. Я вижу огромный дуб. От самых его корней тянется кверху огромное дупло, и, чтобы были видны его размеры, внутри, не пригибаясь, стоит человек.

— Считается, если ты в безвыходном положении, войдёшь в это дупло, выйдешь с обновлённой судьбой. Дубу 650 лет, соснам по 350. В альбоме собраны все легенды, полотна, посвящённые Беловежской пуще, показаны вся её история и современность. Специально заказывали вертолётные съёмки. Белоруссия вся лесистая. Здешний лес — лёгкие Европы. Выпущено было 4000 экземпляров фотоальбома, за два года заканчиваем его продажу.

— Будете переиздавать?

— Пойдём дальше. Если надо представить республику, не касаясь политики, то подобные книги — лучший способ. В то же время этот альбом — самая большая политика. Это народ, который сохранил природу. Человек теряет свою силу, если не интегрирован в природу. О чём жалеет человек, когда умирает? О том, что мало смотрел на небо, мало ходил по лесу, мало жил в единстве с природой. Именно этот Божий свет начинает человек ценить. И в этом альбоме то, что сохранил народ: свои леса и озёра, уникальную культуру. По крупицам, какие бы войны ни прошли. Ведь Пуща и разорялась, но всегда возрождалась и живёт.

На трёх языках выпущены альбомы «Современное белорусское искусство. XXI век». Первая книга — живопись, вторая посвящена скульптуре, третья — декоративно-прикладному искусству. Справка о художнике подаётся по всем канонам энциклопедии, далее представлены его работы. В альбом включены не только те, кто уже состоялся, имеет звание и титул, но и молодые художники, кто-то, может быть, авансом, но тем не менее уже о себе заявил. Издательство стремилось показать разные направления, жанры, стили, пластику. И классическую школу живописи, и то, что называется модерном. Если у художника имеется свой сайт или электронная почта, эта информация указана в альбоме как возможность обратной связи.

В прошлом году вышел третий том энциклопедии «Культура Беларуси», подготовлена энциклопедия для школьников и студентов «Информационное общество. XXI век». Так назван первый том, всего их будет тринадцать. По словам Татьяны Беловой, на полное завершение проекта требуется пять лет. В книгах дана основная научная база, необходимая молодому человеку, чтобы ориентироваться в точных и гуманитарных науках. Завершающим томом станет «Молодёжь Беларуси».

В двух томах вышла «Археология Беларуси», отразившая новые открытия, наработки, энциклопедия «Белорусское зарубежье» — книга, работа над которой началась еще в 1993 году.

— Фактически с Первого съезда белорусов мира, когда мы впервые в стране собрали наше зарубежье и увидели, сколь многолики труды соотечественников и уникальна история белорусского зарубежья, сколько интересного создано белорусами, живущими за пределами страны, — поясняет составитель и автор, кандидат исторических наук, писательница Наталья Голубева. — Мы отметили во вступлении, что это проект открытый, первая попытка написать историю белорусского зарубежья. Хотели сделать книгу многонациональной. Под белорусским зарубежьем мы понимаем не только этнических белорусов, но всех, кто жил на территории республики, для кого Беларусь стала родиной. Это шесть с половиной тысяч соотечественников, внёсших вклад в развитие мировой цивилизации — в экономику, науку, литературу и так далее. Вдумайтесь в эту цифру. Если посмотрим, первое описание Турции и Египта сделано белорусами, Байкала — тоже белорусами. Франциск Скорина известен как первопечатник, но нам он был интересен и как уникальный врач, представитель итальянской медицинской школы. Он был придворным лекарем, это самое высокое звание. Беларусь обвиняют в том, что здесь якобы недостаточно развита демократия, но именно наша земля была колыбелью развития демократических традиций. Только через двести лет были приняты демократические конституции во Франции, Латвии, в Украине, а их принципы разрабатывались ещё Львом Сапегой.

Книга разделена на несколько разделов. Первый даёт общую информацию, отсюда можно почерпнуть сведения об истории формирования белорусского зарубежья, процессах, влиявших на миграцию, событиях, архивных документах. Ведь перемещались не только люди, но и культурные ценности. Понятное дело, вернуть их проблематично. Но сберечь, сохранить, описать, воспитывать с их помощью — дело государственной важности. Следующие разделы посвящены белорусам в России, Украине, Польше, странах Прибалтики, Великобритании, Канаде, Австралии, Аргентине и других странах. В «Белорусском зарубежье» впервые опубликованы многие исторические документы, посвящённые белорусской эмиграции, диаспорам.

В планах издательства — подготовка книги, посвящённой известному белорусскому роду Ваньковичей, по содержанию своему близко стоящей к серии «Энциклопедия раритетов». Род Ваньковичей берёт начало с XV века, на его примере предполагается показать развитие страны. Род дал около двухсот представителей, это юристы, художники (самый известный — Валентий Ванькович, написавший знаменитый портрет Мицкевича на горе Аю-Даг), писатели, политические деятели, благотворители. Ваньковичи имели связи со всеми другими известными родами Беларуси. Эта книга — выход и на их историю. Готовится и уникальное издание персональной энциклопедии поэта Максима Богдановича, посвящённое его 120-летию.

Беларусь — земля с традициями. С той духовностью, которая может взрасти лишь на чистой почве, из чистого зерна. Поэтому здесь востребованы такие книги. В своё время русский философ Павел Иванович Новгородцев писал в статье «Восстановление святынь» (1923 год), будто имея в виду сегодняшнее время: «Жить в современном демократическом государстве — это значит жить в атмосфере относительного, дышать воздухом критики и сомнения. И не удивительно, если при отсутствии абсолютных духовных основ всё сводится к борьбе сил, к борьбе большинства и меньшинства и в конце концов к борьбе классов... Борьба и столкновение сил — вот что становится решающим моментом. Понятно, что это путь к анархии, хаосу и «леденящему морозу». Самое страшное и роковое в этом процессе — опустошение человеческой души. Нужно, чтобы все поняли, что не какие-то механические выборы, какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общего сознания. Дело не в том, чтобы власть была устроена непременно на каких-то самых передовых началах, а в том, чтобы эта власть взирала на свою задачу как на дело Божие, и чтобы народ принимал её как благословенную Богом на подвиг государственного служения. <…> Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух!».

То, что делает ныне «Белорусская энциклопедия» и есть восстановление святынь.

Сергей КОСЫГИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала