Деньги любят счёт, а закон — порядок

Союз Беларуси и России должен энергичнее определяться с собственностью, созданной на деньги совместного бюджета… Об этом говорилось на 28-м засе дании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союзного государства, состоявшемся в Краснодаре. Его участники обсудили вопросы совершенствования нор мативно-правовой базы форми рования и исполнения союзного бюджета. Там же прошло и совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету и финансам и по зако нодательству и Регламенту.

«У России и Беларуси имеется достаточно многочисленная совместная собственность, нажитая непосильным трудом за 16 лет совместной жизни только с момента создания Парламентского Собрания. Мы бюджет зря не тратили, вкладывали деньги в строительство реальных зна чимых объектов. На союзные средства, например, построены радиологические центры в Гомеле и Подмосковье, где лечатся пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но, как оказалось, нет чёткого учёта этой союзной собственности. Если в Беларуси такая статистика имеется — на её территории находится 176 тысяч объектов, построенных на деньги СГ, то в России мы не смогли получить достоверной информации по этому вопросу, — считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова. — Более того, ни в одной из двух союзных республик сегодня нет прозрачного механизма учёта того, кто пользуется этой совместной собственностью, какие получает деньги, куда они идут, как расходуются? Вопрос стоит ребром: действительно ли государство получает доходы от использования союзных программ?.. Мы из средств союзного бюджета только в 2012 году финансируем 13 программ. Пора со всем этим разобраться, навести порядок».

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Альберт Степанов согласился с депутатом: «Больным вопросом для нас остаётся союзная собственность. Если посмотреть гражданс кие кодексы наших стран, то мы обнаружим там отсутствие понятия «союзная государственная собственность». В них определены виды собственности: индивидуальная, кооперативная, унитарная, и оговорено, что везде могут быть её совместные формы, но нигде не про писана совместная собственность нашего Союза. И здесь у нас, безусловно, есть запрос к депутатскому корпусу и к правовому экспертному сообществу о внесении дополнений в национальные законодательства».

Отметим, что Постоянный Комитет не в первый раз поднимает тему создания законодательной базы для инвентаризации союзной собственности, однако процесс от этого не пошёл быстрее. Хотя есть и более веская причина: это первый случай в мировой практике, у союзной собственности нет аналогов и, соответственно, нет нормативной базы, которую можно было проанализировать.

При анализе было отмечено, что из 25 статей не исполнены две — финансирующие программы «Тепловизор» и «Стволовые клетки». Предложения по их разработке были одобрены союзным Советом министров ещё в июне 2009 года, однако проекты программ в 2010 году так и не были представлены министрам на утверждение.

Исполнением бюджета в части финансирования на 1 мая 2012 года парламентарии в целом довольны. Это уже четырнадцатый бюджет Союзного государства, который за прошедшее время вырос с 585 миллионов российских рублей до 5,5 миллиарда. В нынешнем году из него финансируется 13 союзных программ и 26 мероприятий в различных сферах. Его исполнение по разделам выглядит так: военно-техническое сотрудничество — 60,9 процента, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности — 82, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу — 58,6, промышленность, энергетика и строительство — 77,2 процента. Освоение средств за текущий период не в полном объёме вызвано отсутствием как утверждённых смет расходов на мероприятия, которые проводились в более поздние сроки, так и заключённых договоров госзаказчиков с главными исполнителями по некоторым программам.

«Если раньше союзные бюджеты исполнялись на 50–60 процентов, то достоинством нынешнего является то, что он уже исполняется на 95 процентов. Этим, кстати, не может похвастаться ни бюджет России, ни бюджет Беларуси, отметил председатель Комиссии Парламентского Cобрания по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Владислав Резник. — Что касается недостатков, то не все министерства и ведомства используют выделенные средства. Цифры небольшие, но тем не менее из-за этого неравномерно используются деньги. Недостатком является и то, что на сегодняшний день нет ряда нормативно-правовых актов, регулирующих положение должностных лиц Постоянного комитета. Назрела необходимость внести изменения в порядок формирования и исполнения союзного бюджета, в так называемый бюджетный кодекс. Необходимо искать новые формы финансовой поддержки интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства и содейcтвия межрегиональному сотрудничеству в Союзном государстве».

Союзный бюджет и России, и Беларуси нужен как бюджет развития, поддержал его Альберт Степанов. «Если мы проанализируем структуру нашего бюджета за последние десять лет, — подчеркнул он, — то увидим, как возрастает удельный вес расходов на научно-технические разработки. Если в 2000 году они достигали 17 процентов, то в прошлом уже 34. С полной ответственностью могу сказать: несмотря на определённые издержки Союзное государство — это эффективный инновационный менеджер. По классической бизнес-формуле, из десяти рискованных венчуров два выигрышных. В Союзном государстве пропорция ровно наоборот».

Их позицию разделяет Татьяна Москалькова, заметив, что сегодня вопрос о формировании бюджета и контроль за его расходованием регулируется устаревшим Постановлением Высшего госсовета Союзного государства, который давно нуждается в серьёзных изменениях. Она напомнила, что проект нового порядка формирования союзного бюджета, где учтены все экспертные замечания, находится в Минфине РФ с 2008 года, но до сих пор не получил какого-либо развития. «Такое впечатление, что чиновники не осознают: за страницами сформированных программ стоят судьбы людей, ждущих решение их проблем, вопросов, — возмутилась она. — Пришло время принять закон, который будет чётко определять сроки и ответственность ведомств за несвоевременное согласование нормативных документов, за нарушение сроков подготовки заключений. Отсутствие этого негативно сказывается на жизни людей».

Депутат предложила регулировать союзный бюджет актом более высокой юридической силы — законом, что не только повысит статус главного финансового документа, но и усилит ответственность за его исполнение. Однако для введения такой нормы, по её мнению, вначале необходимо определить правовую процедуру принятия законов Союзного государства. Из-за отсутствия у Союза Беларуси и России Конституционного акта часть экспертов полагает, что у союзных депутатов нет права принимать союзные законы, поскольку в Договоре 1999 года сказано: это может делать только избран ныйпрямым голосованием Парламент Союзного государства, которого у нас до сих пор нет. Другая часть специалистов с этим не согласна и уверена: до формирования союзного Парламента его нормотворческие функции принимает на себя Парламентское Собрание. Так или иначе потребуется корректировка Договора о создании Союзного государства, которая позволит принимать союзные законы не только по бюджету, но и другим сферам.

В свою очередь, заведующий кафедрой права Европейского союза Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Сергей Кашкин считает, что «нужен своеобразный экспертный институт типа Гэллапа, состоящий из независимых представителей экспертного со бщества, имеющий самостоятельное и достойное финансирование и несущий ответственность за качество экспертизы».

В итоговом документе парламентарии и эксперты отметили, что бюджетный про цесс в Союзном государстве ста дию становления прошёл в целом успешно и сегодня отражает реально достигнутый уровень интеграции. И требует на сегодняшний день новых дополнительных механизмов пополнения доходной части бюджета, повышения эффективности процедуры отбора и подготовки программ и мероприятий Союзного государства. В связи с чем нуждается в усовершенствовании нормативно-правовой базы.

Павел АНОХИН, Москва — Краснодар

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала