Создание «новой школы»

Осенью в Совете Федерации пройдёт «правительственный час» с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Впрочем, для членов Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике разговор уже состоялся — за три дня до начала парламентских каникул. Глава Минобрнауки не просто принял участие в заседании комитета, но и представил в основных чертах программу действий обновлённого министерства, цель которой

Нынешнее «качество» оставляет желать лучшего, потому и стратегической целью реформ на ниве образования объявлено создание «новой школы». Проступающие через строительные леса отдельные её черты пока вызывают у россиян неоднозначное восприятие. Это ещё раз показал недавно прошедший в МГУ съезд учителей-словесников и их консолидированная реакция на принятые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы. Педагоги, скажем мягко, не в восторге от новаций. Введение обязательной сотни книг и предмета «Словесность», объединение «Русского языка» и «Литературы» не нашли у них понимания. Впрочем, как и ЕГЭ.

Получается, что продвинутым реформаторским верхам противостоит огромная косная масса учителей. Но всё-таки трудно поверить, что вся «рота» идёт не в ногу. А значит, на вопросы корпоративного и экспертного сообществ надо будет отвечать. Нормально ли, что 40 процентов московских учащихся заканчивают школу экстерном? К чему приведёт слияние школ? Что всё-таки будет с малокомплектными сельскими школами? Должны ли все учиться по одинаковым учебникам или нет?

Имея в виду эти и другие спорные темы, министр пообещал сенаторам прислушиваться ко всем точкам зрения и позициям. В частности, он согласился, что тестовая форма по истории и литературе — не самый оптимальный способ проверки знаний. Вместе с тем Дмитрий Ливанов подчеркнул, что достаточно глубокие преобразования на всех уровнях подведомственной ему сферы продолжатся.

В дошкольном образовании задача номер один — обеспечить его доступность. Нехватка мест в детских садах уже заставила Правительство РФ приступить к масштабной программе ликвидации очерёдности в детские дошкольные учреждения. Занимаются этим в основном субъекты РФ, хотя в региональных бюджетах денег явно недостаточно. Федеральный центр вносит методический и определённый финансовый вклад. В «листе ожидания» около 2 миллионов детей. Сделать ставку исключительно на сооружение новых заведений нецелесообразно, поскольку через 5–6 лет число дошкольников резко упадёт. Поэтому рассматриваются и «мягкие формы» решения вопроса, например, в виде создания альтернативных семейных садов на 8–10 детей.

Принятые федеральные госстандарты общего образования для начальной, средней и старшей школы уже начали поэтапно внедряться. Пока в первых–четвёртых классах. Министерство намерено на федеральном уровне поддерживать распространение «лучших практик» (раньше это называлось «передовым опытом»), оптимизировать инфраструктуру (по-старому — материально-техническую базу). Цель — создать в школах атмосферу, благоприятствующую обучению и развитию способностей ребёнка.

Отдельный пункт — единый госэкзамен, одна из самых обсуждаемых в обществе тем. ЕГЭ никто отменять не собирается, но, по крайней мере, признаётся необходимость его совершенствования. Задача-то поставлена правильная — оценивать результаты обучения честно, в рамках единой системы и независимо от местоположения школы. От этого зависит справедливое распределение бюджетных мест в вузах. В Минобрнауки думают над тем, как дальше шлифовать технологию и содержание ЕГЭ. Предусматривается, что его новыми элементами станут устная часть экзамена по иностранному языку, более широкое использование в ходе сдачи компьютерных технологий, наращивание прозрачности.

Очень важное направление — среднее профессиональное образование. За последние два десятилетия эта система потеряна, из неё ушли ученики, туда долгие годы не вкладывались госресурсы. В результате сегодня российские предприятия испытывают жёсткий дефицит высококвалифицированных рабочих, ставший одним из ограничителей экономического роста.

В фокусе внимания общества остаётся и высшая школа, не отвечающая современным требованиям и утратившая международную конкурентоспособность. Наша система вузовского образования, считавшаяся в 80-е годы прошлого века одной из самых лучших в мире, сегодня в рейтинге ЮНЕСКО скатилась к концу третьего десятка. Возврат к утерянным позициям требует больших корректив в работе вузов, изменения самой их сети, актуализации содержания учебного процесса, повышения эффективности обучающих технологий. «Продолжения халтуры, взяточничества, раздачи за деньги дипломов мы не допустим», — решительно заявил министр.

Для повышения практичности образования, приближённости его к задачам развития экономики планируется усилить роль объединений работодателей в управлении вузами. Одним из первых шагов Минобрнауки явится проведение в сжатые сроки мониторинга вузов, существенное сокращение числа неэффективных и особенно филиальной сети. Для этого к существующему механизму аккредитации добавится новый — контроль качества. Ведь сейчас выявилась парадоксальная коллизия: вуз открыть легко, а закрыть трудно. Понадобится создать новый законодательно-административный рычаг для этого. В 2013 году стартует большая программа ремонта студенческих общежитий. В идеале, подчеркнул министр, каждый университет должен иметь современный кампус.

С нового года Минобрнауки приступит к реализации двух новых госпрограмм — одна по образованию, другая по науке и технологиям. Заложенные в них чёткие конкретные индикаторы — это новация, новое слово в управлении. Перемены затронут и сферу науки, где будет сделан акцент на молодёжную политику. Студенты и начинающие учёные должны почувствовать на себе ненавязчивое позитивное внимание государства и получать больше стимулов для своего научного и личностного развития.

Вне всякого сомнения, совсем скоро в центр общественного интереса войдет новый законопроект об образовании. Правительство внесёт его в Госдуму уже в июле, а парламент, по всем раскладам, примет новый закон если не в декабре этого, то в начале следующего года. Он призван не только зафиксировать текущее состояние системы образования, не только дать необходимые социальные гарантии тем, кто учится и работает, но и создать условия для развития образования на перспективу 15–20 лет. Министр надеется на то, что в довольно продолжительный период между первым и вторым чтениями депутаты и регионы максимально используют свои возможности для внесения поправок. Новый закон потребует дополнительного бюджетирования и новых инструментов финансирования, которые бы не распыляли средства и обеспечивали эффективность их расходования.

Вопросов к министру у членов профильного комитета было много. Но хотя все обеспокоены экономической ситуацией и слухами о сокращении госрасходов, за судьбу образования и науки тревожиться не надо, сказал министр. Эти сферы остаются в числе приоритетов правительства. Тем не менее идея Людмилы Нарусовой зафиксировать в новом базовом законе процент расходов от ВВП на образование глава Минобрнауки одобрить не поспешил. Отговорился тем, что в старом законе она была обозначена, но не выполнялась. Наверное, ни к чему лишний раз светить цифру, показывающую, что Россия в 2–3 раза уступает здесь развитым странам.

Председатель комитета Зинаида Драгункина осталась довольна состоявшимся разговором, показавшим наличие взаимопонимания и конструктивного подхода сторон к решению проблем образования и науки. «Мы вместе болеем за будущее школы, и в нашем лице министр найдёт достойных коллег по общему делу». Во встрече также участвовали заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов и представитель Правительства РФ в палате Андрей Яцкин. Расстались с надеждой на взаимодействие.

Людмила ГЛАЗКОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала