Интеграция здоровья

СНГ прирастает интеграцией. Устояло, хотя и не без сложностей, Союзное государство. Начало жить Единое экономическое пространство, которое, даст Бог, перерастёт в Евразийский союз. Сближение экономик обусловит свободное передвижение людей — работа, учёба — по общему пространству, что потребует и соответствующей настройки всей социальной сферы. Эффективно провести её поможет опыт социальной защиты граждан, накопленный Союзным государством. И прежде всего опыт организации медицинского обслуживания россиян в Беларуси, белорусов — в России. Соглашение правительств двух стран, вступившее в силу в 2008 году, гарантирует им равные права на медицинскую помощь. Реально ли это? — Вполне, — ответили участники 26-го Постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Он, как уже сообщал наш журнал, прошёл в Архангельске. Эксперты — известные учёные, организаторы здравоохранения, врачи проанализировали, как выполняется это Соглашение. Обсудили, как успешнее и крепче защищать и укреплять здоровье наших сограждан.

Из Гродно в Архангельск через Брест и Минск

Интересен опыт модернизации здравоохранения в северных, почти экстремальных условиях. На неё выделено около 7 миллиардов рублей: создаются межрайонные медицинские комплексы, расширяется сеть фельдшерско-акушерских пунктов. В Архангельске при первой городской клинической больнице начал работать крупный современный сосудистый центр. Возводится Северный детский офтальмологический комплекс. Многое делается для подготовки, закрепления врачей, медицинских сестёр. Затраты на медицину — самые окупаемые. В области снижается детская смертность. Заметно повысилась эффективность лечения инсульта, онкологических заболеваний. Северный государственный медицинский университет, он готовит кадры и для соседних регионов, подружился с Гродненским медицинским университетом и Белорусским государственным медицинским университетом (г. Минск). Нити, связывающие Поморье с Беларусью, крепнут, подтверждая жизне- и дееспособность Союзного государства.

Здоровье стоит дорого, но и самого дорогого стоит. Почувствовали ли россияне и белорусы реальную отдачу, улучшение медицинской помощи? Эксперты, встречавшиеся в Архангельске, единодушны в оценке — «да». Но ещё важнее, что с ними согласны десятки тысяч человек. Прежде всего ветераны Великой Отечественной войны, узники концлагерей, блокадники Ленинграда. За последние годы более 5 тысяч их отдохнули, лечились в лучших санаториях и курортах обеих стран. Союзный бюджет выделил на это 90 миллионов рублей... Постоянный Комитет Союзного государства, его парламент проявляют особую заботу о пострадавших от Чернобыльской катастрофы. На устранение её последствий использовано 2,5 миллиарда рублей. Часть средств пошла на завершение строительства и оборудование республиканского Центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле. Ещё один крупный объект — Гродненский завод медицинских препаратов.

В России на союзные деньги реконструированы медицинский радиологический центр РАМН в Обнинске и Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины в СанктПетербурге. В Брянской области, сильно пострадавшей от Чернобыля, введена в строй Гордеевская районная больница. Около 3 тысяч чернобыльцев ежегодно получают высокотехнологичную медицинскую помощь. Создан единый чернобыльский регистр России и Беларуси. В нём уже около 75 тысяч человек, которым необходимы специализированное наблюдение, профилактика, лечение...

Эффективность целевых программ несомненна, убедительны конкретные примеры их реализации. Но эти программы охватывают отдельные и к тому же не склонные к «перемене мест» группы населения. Сложнее тем, кто живёт или работает не на своей «половинке» Союзного государства. Политически всё решено, Договором о его создании предусмотрены социальные гарантии, в том числе и на медицинское обслуживание. Это закреплено Соглашением правительств (подписано в январе 2006 года, вступило в действие в январе 2008-го). Документ закрепляет паритетность подхода в Беларуси к россиянам и в России к белорусам. Сами же права граждан определяются их статусом пребывания в соседней стране. У постоянно проживающих (в Беларуси или России) проблем не было и нет. Проблемы появились у временно проживающих белорусов: студентов, аспирантов, работающих по трудовым или авторским договорам, пенсионеров.

По словам начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяны Ковалевой, граждане этих категорий не могут реализовать гарантии на медицинскую помощь. Почему многим белорусам вдруг стало неуютно в России? Исчерпывающий ответ даёт аналитический доклад, подготовленный департаментом — в России изменились порядок отчисления страховых взносов в социальные фонды и миграционные правила. Новые нормы вступили в противоречие с Соглашением, заключённым правительствами двух стран. Казалось бы, приоритет международного права неоспорим, но тут возобладало материальное — денежное право. По закону о страховых взносах (№ 212 ФЗ) работодатели с 1 января 2010 года не отчисляют их за временно работающих иностранцев — граждан Беларуси в том числе. Страховые фонды перестали получать средства за «временных» и, естественно, отказались оплачивать их лечение. Что и следовало ожидать.

Постоянный Комитет Союзного государства обратился за разъяснением в тогдашнее Министерство здравоохранения и социального развития. Первый заместитель министра Ю. Воронин ответил:

— Временно пребывающие и работающие в России граждане Беларуси независимо от их принадлежности к системе обязательного медицинского страхования (как того требует Соглашение) имеют равные права с гражданами России, работающими в данных организациях, на получение медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий, оказания бесплатной медицинской помощи. Определение её объёмов, видов и условий, способов финансирования относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Ответ не только не внёс ясности, но вызвал новые вопросы. Постоянный Комитет Союзного государства собрал информацию по 84 субъектам Российской Федерации «об объёмах, видах и условиях» бесплатной медицинской помощи белорусам, временно занятым по трудовым договорам. Только в 34 регионах «временные» получают её наравне с гражданами России. На повторное обращение Постоянного Комитета Ю. Воронин фактически повторил свои первые утверждения, подкрепив их пожеланием: «Медицинская помощь может оказываться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации». Значит, может и не оказываться? А если бюджетные ассигнования — крохи, которые и между собственными жителями без слёз не разделить?

И ещё важный вопрос. Соглашение вообще не предусматривает бесплатной плановой медицинской помощи очень уязвимым группам: приезжим студентам, аспирантам, пенсионерам. А это немалое количество людей: только белорусских студентов в России — 20 тысяч. По Постановлению Правительства России студенты-иностранцы имеют право на государственную стипендию, место в общежитии и на бесплатную неотложную медицинскую помощь. По мнению Департамента социальной политики и информационного обеспечения, принципы формирования единого образовательного пространства Союзного государства должны определять не только учебный процесс, но и социальные гарантии студентам и аспирантам.

И доброе слово о российском Минздравсоцразвитии. При его участии депутаты Госдумы приняли поправки в закон о страховых взносах. Теперь работодатели обязаны выплачивать их за временно работающих иностранцев в Пенсионный фонд. Будет устранена несправедливость по отношению к белорусам и мигрантам из других стран, защищены интересы россиян. Известно же, что владельцы и руководители предприятий ради прибыли нередко отказывали в работе коренным жителям и принимали иностранцев за них — не надо было перечислять страховые взносы. Фактически «сталкивали лбами» местных и приезжих: при скудном пироге каждый лишний едок — конкурент. Однако вопрос об отчислениях в Фонд обязательного медицинского страхования ещё в стадии решения.

Казалось бы, частный случай — проблемы с выполнением Соглашения Беларуси и России. Но это и урок-предупреждение, который необходимо помнить при формировании интеграционной и миграционной политики. Дружба бывает только взаимной, неразумное желание сэкономить на ней обходится себе дороже.

Напомню, Республика Беларусь выполняет все обязательства, вытекающие из Соглашения. По информации СМИ, в 2010 году скорую помощь в республике получили 12 625 граждан России, плановую — 59 143.

Сообща против рака и инсульта

Здравоохранение Беларуси и России — ветви одного корня, советского. Оно, по мнению специалистов, вобрав всё лучшее из земской медицины, строилось на принципах, остающихся и сегодня самыми прогрессивными. В мире они известны как принципы Семашко — известного учёного, организатора, первого наркома, министра здравоохранения России. Общими остаются не только традиции, школы, опыт, но и приоритеты развития — повышение доступности, качества, эффективности медицинской помощи. Значит, сохранилась хорошая основа для сближения, сложения усилий, совершенствования национальных моделей здравоохранения ради сбережения и прироста главного капитала — здоровья граждан Союзного государства. Без этого все остальные грани сотрудничества наших стран будут малоубедительны, а оно — малопривлекательным для республик СНГ.

Создание Союзного государства ускорило интеграцию систем здравоохранения, гармонизацию регулирующего его законодательства, началось формирование общего правового поля. Заключены соглашения министерств здравоохранения:

— о сотрудничестве в области регистрации, стандартизации и контроля качества лекарственных средств;

— о взаимном признании удостоверений о государственной гигиенической регистрации и санитарно-эпидемиологических заключений белорусских и российских документов;

— о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки.

Несомненна эффективность союзных целевых программ. При сравнительно небольших затратах улучшилось медицинское обслуживание ветеранов Отечественной войны, людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Были найдены механизмы реализации совместных начинаний — конкретная постановка задач и единый источник финансирования их решения. Казалось бы, эти механизмы позволяли осуществлять и более крупные проекты. Но, по словам заместителя руководителя секции по демографии и охране здоровья научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергея Скребца, за 10 лет не выполнено ни одной фундаментальной программы, направленной на развитие медицины в наших странах. И не только из-за отсутствия средств на неё, хотя союзный бюджет, конечно, весьма ограничен. Все эти годы затраты на медицину составляли менее одного процента всех бюджетных расходов. Парламентарии, а среди них всего несколько врачей, и не могли быть инициаторами прорывных идей и технологий. Предлагать и отстаивать проекты должны были оба министерства здравоохранения.

Ещё в 2008 году началась разработка проекта, цели которого — улучшение профилактики и лечения онкологических заболеваний. Оба министерства выделили приоритетным направлением детскую онкологию и гематологию. Концепция программы была представлена белорусскими специалистами в 2009 году. Вот уже третий год она дорабатывается. Потом будет формироваться сама программа, запланированная на 2012–2014 годы. Времени на её выполнение почти не остаётся.

Более успешно складывается история инновационной программы «Разработка новых методов и технологии восстановительной терапии патологических измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток». Она утверждена Советом Министров Союзного государства в 2010 году. Программа стоимостью 120 миллионов рублей рассчитана на 2011–2013 годы. И Беларусь, и Россия обладают необходимым научным потенциалом для разработки и внедрения в практическое здравоохранение самых современных технологий, которые во многом предопределяют завтрашнюю медицину. Главное — профессионально распорядиться интеллектуальными и материальными ресурсами.

Постоянно действующий семинар при Парламенте Союза Беларуси и России во многом напоминал большой экспертный совет, затронувший весь витальный, жизненный цикл — от зачатия до ухода за безнадёжно больными. Стержень обсуждения: человек имеет право на хорошие условия появления на свет и достойный уход в мир иной. Больше всего поражала информация о том, насколько обширен и богат общий багаж нашего здравоохранения. К сожалению, недостаточно реализуемый — болеем больше других, живём меньше. Но даже при всех нынешних проблемах и нехватках могли быть более здоровыми, если бы разумно распорядились своим собственным опытом, достижениями лучших организаций и в науке, и в практическом здравоохранении. Так, в Беларуси детская смертность (в возрасте до 5 лет) одна из самых низких в Европе. В республике выстроена эффективная система профилактики и лечения детей. Освоение её российскими регионами помогало бы спасать многие маленькие жизни.

Ещё пример. Смертность от инсульта в первой клинической больнице Архангельска, имеющей современный сосудистый центр, вдвое ниже, чем в среднем по области. Объясняется это своевременностью и качеством оказываемой медицинской помощи. Если более прагматично — уровнем оборудования и высокой квалификацией врачей. Есть свои «маяки» в лечении тяжелейшего заболевания и в Беларуси. Но в обеих странах оно — острейшая социально-медицинская проблема. Смертность от него в Союзном государстве в 3–4 раза выше, чем в Евросоюзе, США или Японии. Причём инсульт молодеет — всё чаще поражает людей трудоспособного возраста. И только пятый заболевший после лечения возвращается к прежней работе. Ведущие учёные Беларуси и России предположили создать союзную программу по борьбе с инсультом. Их поддержали Комиссия Парламентского Собрания. Рекомендовано создать рабочую группу для подготовки Концепции этой программы, которая должна быть выполнена в 2013–2017 годах. Разумеется, она не заменит соответствующие национальные программы. Цель — дополнить, повысить их эффективность, подсказать новые решения и подходы с учётом отечественного и зарубежного опыта.

Леонид ЛЕВИЦКИЙ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала