Сессия политической модернизации

Государственная Дума VI созыва завершила свою первую весеннюю сессию. Буквально в последний день своей работы сразу во втором и третьем чтениях депутаты приняли два резонансных закона. Прежде всего, некоммерческим организациям, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политической деятельностью в России, присвоен статус «иностранного агента». Также парламентарии вернули в Уголовный кодекс РФ статью о клевете… На последней пленарке Председатель Госдумы Сергей Нарышкин выступил дважды: открыл заседание речью, подводящей законотворческие итоги палаты, а затем поставил и заключительную точку в его конце.

Весенняя сессия, сразу же отметил Сергей Нарышкин, была «очень содержательной и насыщенной, а депутатский корпус работал эффективно и профессионально». «Об этом говорят не только внушительные цифры законопроектов, которые мы обсудили, и законов, которые мы приняли, — подчеркнул он, — но и их высокая значимость для страны, для наших граждан, для интересов нашего государства».

«Вы знаете, что условия, в которых мы начали исполнять депутатские обязанности, коренным образом отличающиеся от тех, в которых работали депутаты предыдущих созывов. Это и более жёсткие избирательные кампании, и новые вызовы, вставшие перед страной. И, конечно, необходимость отвечать на запросы сильно изменившегося общества. Всё это, несомненно, наложило свой отпечаток на работу парламента и наших парламентских будней, — напомнил Председатель Госдумы. — Наша первая сессия стала сессией политической модернизации. Коренное упрощение порядка создания и регистрации политических партий, прямые выборы губернаторов, отмена требования сбора подписей при проведении выборов различного уровня — все эти демократические новации уже состоялись. Да, многие инициативы, внесённые на наше рассмотрение, вызывали жаркие споры. Как в этом здании, так и за его стенами. Достаточно вспомнить обсуждение закона об усилении ответственности за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий или обсуждение ратификации Соглашения о присоединении России к Всемирной торговой организации. Вплоть до сегодняшнего пленарного заседания мы с вами видели большой разброс мнений и крайность позиций.

Наверное, сегодня мы увидим то же самое, но такая острота полемики вполне объяснима. Каждая политическая партия стремится в парламент, чтобы реализовать свою политическую программу. И пусть ещё не все удовлетворены результатами, но все имели возможность представить свои аргументы и депутатам, и своим избирателям, и всему нашему обществу. Я считаю, это идёт на благо правотворчеству и в конечном итоге поможет построить действительно правовое государство».

Также Сергей Нарышкин напомнил о важнейших законах, принятых палатой. В частности, о федеральной контрактной системе, о патентной системе налогообложения для малого бизнеса, о Фонде перспективных исследований и многих других, в том числе и в социальной сфере, особенно в части защиты прав детей.

«Госдума VI созыва немало делает для укрепления нашей внешней политики, для укрепления позиций России на международной арене. А сегодня реально участвует в интеграционных проектах исторической значимости. С созданием Единого экономического пространства евразийская интеграция трёх государств — Беларуси, Казахстана и России — вышла на принципиально новый этап. И нам, считаю, нельзя откладывать обсуждение будущих форматов совместной законодательной работы с парламентами государств Единого экономического пространства. Я рассчитываю, что до конца года мы сумеем подготовить «дорожную карту» формирования парламентского измерения евразийской экономической интеграции, — заявил Председатель Госдумы. — Роль парламентской демократии в современном мире возрастает. И нам, при всей разнице политических предпочтений, необходимо искать не просто общие «точки соприкосновения», а общую платформу. Это жизненно необходимо, жизненно важно для решения множества назревших общенациональных задач, для завоевания доверия наших граждан. Сегодня мы будем обсуждать предложения о 20-летии российской Конституции и современной Государственной Думы. Эти юбилейные даты должны стать для нас стимулом к повышению качества законотворчества и роли представительной власти в политической жизни, в государственной политике».

В этой связи Сергей Нарышкин обозначил ряд задач, стоящих перед депутатским корпусом:

«Первое. 20-летие Думы должно стать для нас поводом к серьёзному обновлению собственной работы. К глубокому анализу и инвентаризации всего, что было сделано палатой за эти два десятилетия. Не только достижений, но и ошибок, связанных с ранней стадией становления отечественного парламентаризма. Мы должны поднять репутацию парламента, экономно относиться к общему рабочему времени, научиться уважать другое мнение, начать избавляться от «балласта» в профессиональной работе. К примеру, с этой трибуны не раз звучали заявления о том, что на наших парламентских «полках» по многу лет лежат важные для страны законопроекты. Чтобы поставить точку в этом важном и серьёзном репутационном вопросе, я готов дать поручение профильным комитетам Госдумы об инвентаризации всех ранее внесённых законодательных инициатив…

Второе. Нам необходимо проанализировать и повысить действенность тех инструментов влияния, которые даны парламенту как самостоятельной ветви власти. Включая такие полномочия, как приглашение министров на «правительственные часы», заслушивание отчётов правительства, депутатские и парламентские запросы, бюджетный контроль через Счётную палату, право проведения парламентских расследований. А также — новые инструменты, которые будут внесены в базовый закон о парламентском контроле…

Третье. Вы знаете, этот год Указом Президента объявлен Годом российской истории. Её неотъемлемая часть — история российского парламентаризма. Однако она написана неполно, противоречиво, подчас идеологизирована и малоизвестна нашим гражданам. В этой связи надо всячески поддерживать издание новой учебно-методической литературы, новых научных трудов, связанных с «белыми пятнами» в истории отечественного парламентаризма. В том числе с помощью и недавно воссозданного Российского исторического общества. Нелишне, считаю, будет издать и сборник лучших выступлений отечественных парламентариев: от отцов-основателей Первой Государственной Думы, сформированной в 1906 году — до наших с вами современников, депутатов Государственной Думы шести созывов.

Четвёртое — о возможном учреждении государственных наград за развитие российского законодательства и парламентаризма. Считаю, государство должно по достоинству оценивать заслуги тех, кто создаёт саму возможность для проведения в стране социально-экономических и политических преобразований. Это повысит качество работы и авторитет законодательной власти, как в центре, так и в регионах.

Пятое. У высшего законодательного органа страны просто обязана появиться своя официальная государственная символика. А сами эти символы должны напоминать и депутатам, и всем нашим гражданам о верховенстве права и закона, об их прямой связи с ценностями демократии и народовластия.

Шестое. Наша парламентская жизнь постоянно и всеми «нитями» связана с жизнью общественной. И мы обязаны хорошо знать мнение, как политиков, так и экспертов, научных и творческих деятелей. И поощрять их стремление работать с законодателями. Считаю, что у Государственной Думы России должна появиться возможность учреждать свои, парламентские премии, и ежегодно вручать их деятелям науки, культуры и образования. Примеры таких парламентских премий в мире есть.

И, наконец, последнее. Нам крайне важно совершенствовать текущую законодательную практику. На Совете Госдумы, в личных беседах с руководителями комитетов, фракций, с депутатами часто поднимается вопрос об имеющей место практике чрезвычайно быстрого рассмотрения и принятия законов. Конечно же, возникают ситуации, когда нужно действовать без промедления, но кто-то очень точно подметил: спешка плоха уже тем, что требует очень много времени».

В итоге Сергей Нарышкин обратился к коллегам с просьбой: подумать, каким образом можно укрепить планомерность и всесторонность правотворческого процесса?»

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала