Опасный синдром «Скупого рыцаря»

«Культура как стратегический ресурс России в XXI веке» — под этим девизом прошли заседания III Московского международного форума культуры-2012.

Инициатор этой авторитетной встречи специалистов из многих стран мира — зампредседателя Комитета Госдумы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления профессор Рамазан Абдулатипов сказал в своём приветствии участникам, что XXI столетие может и должно стать «веком культуры». Современная Россия нуждается в культуре, ориентированной на экономическое и духовное благополучие людей. В то же время стране нужна и экономика, стимулирующая именно такое развитие культуры. Главное противоречие современности, по его словам, — противоречие между культурой и невежеством, а потому будущее страны будет созидательным, если культура победит невежество, если национальной идеей станут не деньги, гламур и разврат, а истина, добро, красота и любовь.

Темы дискуссий выглядели простыми с виду, но при этом оказывались безбрежными по содержанию. Слишком много граней и нюансов связано с понятием, которое у всех на слуху, но далеко не всеми воспринимается во всём его многообразии.

Немало копий было сломано вокруг заполонившей Россию массовой культуры. Единства здесь, впрочем, достичь практически невозможно. Разумеется, борьба с навязыванием пошлости и дурновкусия в культуре и искусстве, на что горазды, например, многие телеканалы, необходима. Но опять же массовая культура массовой культуре рознь. Сто лет назад массовой культурой являлись расписные прялки и фрагменты упряжи лошадей. Теперь же коллекционирование раритетов ушедшего в прошлое быта очень даже престижно, музеи охотно приобретают и экспонируют уцелевшие образцы.

В кулуарах привели и другой, не менее занятный пример. На проходящей сейчас в Третьяковке выставке Марка Шагала по случаю 125-летия живописца в одной из витрин нашлось место занятной лубочной картинке. Безвестный художник предвосхитил любимый шагаловский сюжет, изобразив человека, летящего над будничной суетой. Наивный лубочный мотив через два-три десятилетия был преображён Шагалом в явление искусства, ныне безоговорочно признанного!

Один из теоретиков полувековой давности призывал оценивать идеологическую работу по тому же принципу что и работу в промышленности — в неких единицах измерения. Этот казус давно и справедливо отвергнут, однако эффективность в нематериальном производстве, к которому можно отнести как идеологию, так и культур, всё же существует и отмечен статистикой. Любопытный пример привела начальник управления культуры Брянской области Татьяна Сомова. В одном из тамошних моногородков, вся экономика и социалка которого десятилетиями держалась практически на одном предприятии, несколько лет назад полыхнула подростковая драка.

Чуть ли не тысяча тинейджеров внезапно, так сказать, сорвалась со всех нравственных и этических привязей и принялась по мере сил и весомости кулаков выяснять отношения на грани ответственности, которую закон предусматривает за мордобой. Можно было успокоительно решить, что на Руси хождение стенка на стенку было не просто в порядке вещей, но фактически являлось едва ли не элементом повседневности, помогавшим сбрасывать чрезмерную агрессивность. Брянские власти, впрочем, решили иначе. И постарались увести энергию молодых да ранних в более мирное русло, придумав больше возможностей для занятий во всевозможных кружках и школах искусств, вчетверо превысив нормативные показатели такого рода отвлечений от влияния улицы. Успокаиваться в подобных сферах не приходится, но с начала 2012 года, по словам Татьяны Сомовой, правонарушений среди подростков стало гораздо меньше. Даже если считать эти данные верхушкой айсберга, то придётся признать, что тенденция драчливости как метода времяпрепровождения пошла на убыль…

Особенность Московских форумов культуры в том, что на них принято рассматривать не только классические темы типа необходимости гармоничного развития личности, но и обращаться к смежным секторам экономики, управления, права. В этом смысле привлекло внимание выступление профессора Российского государственного социального университета Александра Каменца, анализировавшего причины невысокой, мягко говоря, социальной эффективности той или иной потенциально полезной деятельности. Суть этого — в неадекватном «прочтении» и интерпретации представителями социокультурного менеджмента проблемных социальных ситуаций. В результате благими намерениями оказываются вымощены дороги, ведущие не к успехам и достижениям, а в лучшем случае отклоняющиеся в сторону от обещанных целей.

В качестве классической характеристики подобной активности профессор Каменец припомнил ставшее крылатым выражение Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Вывод докладчика весёлым не назовёшь: он полагает, что мы живём в обществе «тотальной невменяемости». Взять всем знакомые теледебаты, которые учёный охарактеризовал как диалог слепого с глухим, при котором главное — опорочить оппонента, любой ценой высказать своё мнение, отвергая возможность разумного компромисса, а про уважение к словесному противнику речь и подавно не заходит.

Между тем весьма обильный материал для моделирования актуальных ситуаций даёт русская классика. Александр Каменец нашёл в отечественной прозе и драматургии более ста эпизодов, прямо проецирующихся на сегодняшние реалии. На мою просьбу привести конкретный пример, докладчик мгновенно ответил: «Скупой рыцарь» Пушкина. Оно и верно — герой увлечён и упивается накоплением ради накопления, и ничего другого ему не надо. Конечно, при феодализме об инвестициях или социальных проектах разговоров не было, тогда ограничивались накоплением да изредка милостыней. Но деятельность некоторых всем известных финансистов федерального масштаба автором «Маленьких трагедий» предугадана и проанализирована просто убийственно для подобных «героев нашего времени». Вполне возможно, что они сами классику не читают, но для принимающих кадровые решения та же классика при соответствующей интерпретации может оказаться практическим пособием при подборе кандидатов на весомые посты или же при избавлении от наиболее одиозных управленцев любого ранга.

Поневоле вспомнишь упрямый курс Министерства образования и науки на сокращение часов, отводимых на русскую литературу в средней школе, о чём немало говорилось на форуме. Примечательно, что на недавнем заседании Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой говорил по этому же поводу, что литература преподаётся ныне почти так же, как она преподавалась… в школах, работавших на оккупированных немцами советских территориях. Однако тогда захватчикам нужны были рабы, которым национальное наследие ни к чему…

Многое из высказанного в ходе дискуссий нашло отражение в итоговом меморандуме III Московского форума культуры. Так, предложено сконцентрировать усилия государства, общества и всех причастных к формированию и реализации культурной политики на новом видении и понимании духовных идеалов человека. Среди требующих решения проблем и вопросов культурного бытия выделены противоречия между словесными признаниями значимости культуры и реальными возможностями того, что сухо именуется освоением культурных ресурсов. Это особенно заметно вдали от столиц и крупных городов.

Другой важнейшей проблемой признана необходимость исключения рисков, связанных с доминированием в культуре законов рынка и назойливой коммерциализацией. Необходимо признать важнейшей роль экологической культуры. Это прямо связано с профилактикой техногенных и экологических катастроф, отчётливо связанных с духовным кризисом человека. Не обойдена в меморандуме важность сбалансированного и синхронизированного развития экономической, управленческой, правовой и законотворческой культуры, так как расстыковка этих направлений развития личности прямо препятствует модернизации экономики и общества в целом.

Участники высказались и за ускорение принятия нового базового федерального закона «О культуре в Российской Федерации», за признание культуры приоритетным национальным проектом страны. В этой связи признано целесообразным создание при Президенте России Общественного совета по культуре и культурной политике.

Олег ДЗЮБА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала