Министерство по связям с парламентом

Тезис о том, что в России законы не работают, давно стал одним из самых сакраментальных. Почему так происходит? Как организован процесс за контролем над исполнением законодательства в других странах мира? Работают ли законы лучше в Европе и происходит ли это лишь потому, что демократические механизмы в них такого же возраста, как и сама демократия?.. И в этой связи весьма интересен недавний опыт французских парламентариев, также пытающихся усовершенствовать модель государственного управления своей страны.

В Парламенте Франции

Возникнув сразу после Второй мировой войны и сохраняясь в течение смены нескольких правительств четвёртой Французской республики, роль министра, отвечающего за связи с парламентом сегодня, в рамках пятой Республики, стала обязательной составляющей. И, безусловно, необходимой для успешного функционирования институтов госвласти.

Начиная с 1958 года французское правительство, видя свои значительно укрепившиеся возможности влиять на законодательный процесс, сочло целесообразным, что один из его членов будет не только координировать работу правительства в этой области, но и играть роль посредника между министрами и парламентариями, в особенности теми, которые поддерживают действующий кабинет министров.

Кроме того, если до конституционной поправки от 23 июля 2008 года правительство имело право в соответствии со статьей 48 Конституции Республики на почти полный контроль над повесткой дня заседаний парламента, то с этого момента оно должно было разделять эту компетенцию с парламентариями. Только в половине сессии приоритет оставался за текстами и обсуждениями, о включении которых в повестку просило правительство, в то время как оставшаяся половина была посвящена повестке дня, предложенной Конференцией президентов комиссий парламента, причём половина от этого была отведена для контроля за действиями самого правительства.

Следует отметить, однако, что и сегодня правительство всегда может внести в приоритетном порядке в повестку дня несколько документов, попадающих под особый статус, например, проекты законов, касающихся финансов или же социального обеспечения.

В 2008 году — и это стало одним из самых существенных новшеств — правительство приняло на себя добровольную функцию по контролю за реализацией принятых законов. Дважды в год кабинет министров готовил отчёт о реализации принятого законодательства. Вся эта работа по координации и контролю осуществлялась при поддержке Министерства по связям с парламентом.

И когда в 2010 году его возглавил Патрика Олье (действующий министр по связям с парламентом), процесс значительно активизировался. Именно он счёл, что прошедшей модернизации недостаточно. В результате по его инициативе в марте прошлого года для более эффективного внедрения принятого законодательства был создан ещё один специальный комитет — по контролю за применением действующего законодательства. Который не только должен был осуществлять регулярный мониторинг применения законов, но и усилить бдительность правительства в отношении подготовки необходимых для этого подзаконных актов. Три раза в год комитет собирается для подведения итогов, кроме того, раз в год проводит парламентские слушания, позволяющие подвести годовой итог.

Любопытно, что министерская инициатива всколыхнула и парламент. В ноябре 2011 года Комиссия по контролю за реализацией принятого законодательства была создана и в Сенате. Цель её деятельности также заключалась в мониторинге применения действующих законов. Однако здесь появились и дополнительные, особые функции, направленные на максимальный результат в процессе внедрения принятого законодательства в жизнь.

В ноябре 2011 года Комиссия начала свою работу и, как было отмечено на старте возглавившим её первый состав Давидом Асулином, была призвана продемонстрировать «амбициозную и инновационную концепцию, касающуюся роли законодательных органов и заключающуюся в том, чтобы не только принимать законы и влиять на политику правительства, но и предпринять конкретные действия в отношении жизни граждан».

Для этого новая Комиссия получит широкие полномочия: помимо издания тематических докладов (в рамках выборочного законодательства), включающих рекомендации проведения общественных слушаний и публикации ежегодных отчётов о своей деятельности, она сможет выступать с инициативой по организации публичных дискуссий и воспользоваться прерогативой комиссии по расследованию.

Вообще работа Комиссии осуществляется во взаимодействии с постоянно действующими комиссиями Сената для более тщательного анализа задержек, недостатков и трудностей всех видов, которые препятствуют для эффективного исполнения вступившего в силу законодательства.

В результате принятых мер к завершению работы Национального Собрания 13-го созыва французским государственным институтам власти удалось приблизиться к беспрецедентным показателям применения законов. Подобный прорыв стал возможным во многом благодаря усилиям действующего министра по связам с парламентом.

Как и в любой другой стране, человеческий фактор во Франции остаётся одним из основополагающих. Так, амбиции нынешнего министра, обращённые в конкретные инициативы, о которых он сообщил некоторое время спустя, не могли не дать результатов. Как уточнил Патрик Олье, целью его периода руководства министерством и комитетом по контролю было обеспечить, чтобы любые принятые законодательные акты были применены в течение шести месяцев с момента публикации.

Эксперты констатируют, что сегодня цель достигнута почти на 90 процентов. И в феврале нынешнего года Патрик Олье представил Совету Министров последний анализ относительно внедрения в жизнь принятых законов.

Результаты таковы. Так, на 31 января 2012-го около 90 процентов законов, принятых с июля 2007 года, были применены благодаря публикации подзаконных актов. При этом министр сообщил, что расчёты не касались законов, принятых за последние месяцы. Он напомнил, что всего полтора года назад эта цифра была всего 65 процентов. В период же правительства Леонеля Жоспена (с 1997 по 2001 год) она составляла и того менее — 60 процентов, как выяснилось из доклада Сената по этому поводу.

Сегодня в работе Национального Собрания — пауза. Новый его состав соберётся на своё первое заседание только в конце июня после президентских и парламентских выборов.

Наталья КОПОСОВА, Париж

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала