Без грифа «секретно»

Искусство секретных советских художников — в Германии

Дом российской науки и культуры в Берлине (или «Русский дом») давно не сталкивался с таким притоком гостей, как сейчас, когда в его залах работает открывшаяся в рамках Года России в Германии выставка «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки». Экспозиция рассказывает о творчестве художников-графиков и гравёров, в разные годы работавших на московской фабрике Гознак и создававших всем хорошо известную, но «безымянную» продукцию — денежные банкноты, почтовые марки, монеты, ордена, документы, включая паспорта и партбилеты КПСС, различные пропуска, поздравительные открытки. Их работы практически ежедневно держали в руках все граждане СССР и ряда зарубежных государств, не зная их авторов.

Все представленные в Германии экспонаты собраны энтузиастами — потомками и учениками художников, главным образом организатором выставки Галиной Анисимовой, дочерью гравёра-художника Лидии Майоровой, гравировавшей, в частности, портрет В.И. Ленина на десятирублёвой и Спасскую башню на пятирублёвой купюре 1961 года. Сама Галина работает рядовым учителем черчения в одной из московских школ.

Некоторые гости, даже профессиональные художники, музейные работники и искусствоведы, отмечали, что узнали много нового о вещах, казалось бы, хорошо знакомых. Так, сотрудник Кабинета монет Дрезденской картинной галереи был искренне удивлён, узнав, что серию денежных знаков ГДР 1964 года выполняли художники СССР, и то, что портрет Шиллера на десяти марках гравировала Лидия Майорова… Значительно увеличили интерес к выставке мастер-классы бывших художников Гознака — академика Российской академии художеств, известного карикатуриста, в прошлом главного художника журнала «Крокодил» Владимира Мочалова и художника-каллиграфа Юрия Ковердяева.

К слову, немцы старшего поколения с ностальгией вспоминают советские открытки и марки, напоминающие им детство и юность, переписку с друзьями из СССР. «Один немец, посмотрев выставку, сказал, что раз мы «вырвали из забытья» и показали людям работы этих художников, то их уже нельзя считать забытыми и неизвестными, — рассказала Галина Анисимова. — Значит, нам удалось обратить внимание немецкой публики на прекрасную, но ранее никем не открытую страницу истории и культуры России...»

Анатолий ЛЮБОМУДРОВ, Берлин — Москва

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала