«Цветы России» в Беларуси

«Цветы России» — название выставки шедевров русского народного промысла — знаменитых на весь мир павлопосадских шерстяных, шёлковых шалей и платков несказанной красоты. Она полюбилась белорусам. В 2010–2011 годах радовала гостей и участников «Славянского базара в Витебске», жителей Могилёва, Бобруйска, Гомеля, Лиды, Гродно, Молодечно, Любани. Уже третий год часть коллекции переезжает в Беларуси из города в город, работает под Минском, в музее белорусского народного искусства в деревне Раубичи...

Как зародилось на Руси это диво дивное — платы с крупными розами и неизменной чёрной бахромой на великую радость женщинам?

Эта тёмно-вишневая шаль

Русскую красавицу и представить себе немыслимо без радостно-узорчатого, празднично-нарядного платка на голове, на плечах. Они неразрывны, слились в веках воедино. Источают чистоту и свежесть, волшебные, пьянящие запахи роз, тюльпанов и сирени. Александр Блок, воспевая лик родимой России, объясняясь ей в любви, написал:

А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

О ней, тёмно-вишнёвой, сложены и песни, романсы. Помните?

В этой шали я с ним повстречалась,
И меня он любимой назвал.

Назвал, но желанного счастья не принёс, тем не менее женщина томила себя светлыми воспоминаниями всю жизнь, пела: «А он нежно меня целовал!».

Чистошерстяные павло-посадские шали несказанной красоты русские мужчины стали накидывать любимым на плечи ровно 217 лет назад. День и месяц рождения первого плата (шёлкового), пылавшего крупными розами как жар-птица, неизвестны.

В России ныне одна такая фабрика — «Павло-посадская платочная мануфактура» (в Оренбурге вяжут пуховое чудо). За 217 лет, минувших со дня её основания, миллионы и миллионы красавиц приняли из мужских рук, с восторгом и изумлением, тёмно-синие, вишнёвые и бордовые шали и платки. Шутка сказать: в советские годы их ежегодно изготовлялось... двадцать миллионов. Продавались в «Берёзках». Шли нарасхват. Дефицитный был товар!

Сразу после распада СССР у фабрики начались трудные времена. Оборвались давние связи с бывшими союзными республиками. Особенно больно сказалась потеря огромного числа покупателей в Украине, в Беларуси, Молдавии. Поубавили обороты ткацкие станки, производство платков упало почти в двадцать раз.

— Наша мануфактура не оказалась на коленях, как многие другие предприятия лёгкой промышленности, — говорит заместитель генерального директора ОАО Вячеслав Долгов. — Прежде всего благодаря тому, что у нас замкнутый производственный цикл: запустили шерстяную или шёлковую нить — с «конвейера» сошла шаль.

В те лихие времена мне довелось побывать в цехах фабрики. Запомнились угрюмые лица создателей красы России. Как же: из четырёх тысяч работниц осталось шестьсот. В любую минуту можно было получить «волчий билет». А сегодня у знатных мастериц на лицах радость. Как тут не вспомнить русскую народную поговорку: что на душе варится — то на лице отразится.

— Да, добрые перемены и в цехах, и на лицах людей. В прошлом году мы на 20 процентов увеличили выпуск изделий. Миллион двести тысяч платков и шалей, кашне купили жители России, братских славянских стран. Растёт спрос — будем наращивать производство: мощности позволяют это делать, — продолжает рассказ Вячеслав Геннадьевич.

Сегодня 550 кудесниц, воистину с золотыми руками, сотворяют удивительную красоту. Признанием этого является такой примечательный факт: «Павло-посадская платочная мануфактура» отнесена к числу предприятий «Народные художественные промыслы России». Старые мастера — хранительницы вековых традиций — учат молодых, передают им своё редкостное рукомесло. И не прерывается связь времён...

Как рождается несказанная красота

Ткачихи пряжу из высококачественной мериносовой тонкорунной шерсти превращают в жёлтую ткань. Её передают отделочникам — отбеливать. Затем на полотно набивают рисунок, разрезают на куски разной величины. Вспыхнули традиционные павлопосадские розы — завершить коллективное дело берутся бахромщицы. Вручную, как кружево, плетут бахрому из чёрной шёлковой нити опояску шали. Или «осыпают» её края, раздергивая нить. И готова взлететь на плечи русской красавицы очередная жарптица — женской душе отрада, блеск и очарование!

Самая большая шаль — полтора метра на полтора. Её в народе издавна называют так: долгий, двойной плат на женские плечи, что отметил в своём словаре Владимир Даль. И ещё: «Шалевое платье — скроенное из шали».

На фабрике работают восемь художников. Да каких! Лауреаты Государственной премии России разных лет, Заслуженные, Народные художники страны. Они, их предшественники и создали неизбывную славу платам из Павловского Посада. Об этом весомо свидетельствуют: Большой государственный герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). Гран-при Международной выставки в Париже (1937 г.). Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958 г.)... В прошлом году красивые дела мануфактуры отмечены премией Правительства России.

Увидев павлопосадских жар-птиц, многие пожилые люди восклицают с ностальгией: «Ах, бабушкин плат! Из моего детства».

— Верно, бабушкин, — поясняет В. Долгих. — Иные рисунки «живут» на платах не одно столетие. Потому что очень красивы, по сердцу женщинам — и бабулям из века XVIII, и их правнучкам. Выходит, связывает тёмно-вишнёвая поколения людей и времена.

Чтобы создать рисунок, палитру красок, радующие глаза и души представительниц прекрасного пола, нужно особое, трепетное состояние души художника. Требуются озарение, вдохновение, как и живописцу или поэту, музыканту. Платки каждого — наособицу. Один неустанно переносит на полотно голубень неба, полевых васильков ненаглядной России: пять вариантов небесного цвета предлагает на выбор, четыре сиреневого. Другой славит «Подмосковные вечера» четырёх же оттенков, третий сочинил «Восточную сказку». Сами названия завораживают: «Ненаглядная», «Счастливица», «Отрада»... И прикоснуться-то боязно, а не то, чтобы в руки взять!

Шали, которые были представлены на выставках, созданы художниками Еленой Жуковой, Татьяной Сухаревской, Натальей Белокур, Еленой Фаворитовой — лауреатами Государственной премии России.

— В последние годы мы начали развивать сеть розничных магазинов «Павлопосадские платки», — рассказывает заместитель гендиректора ОАО. — Их уже за пятьдесят.

Мировой кризис обошёл фабрику стороной. Она ни одного дня не простаивала, не сокращено ни единого человека, и объёмы выпуска платков и шалей не упали, а, наоборот, поднялись на триста тысяч.

Много новинок. Полтора года назад впервые начали выпускать широкие женские палантины: 70 см на два метра. Сначала они были однотонные, потом художники добавили печатный рисунок. Получилось очень красиво. Женщины сразу оценили этот тонкий изыск. Нечаянная радость для русских красавиц — «Розы на снегу». Поле белое, а по углам — пламень цветов.

А для молодёжи приготовили сюрприз, отступив, правда, от традиционного стиля павлопосадких мастеров. «Ночь в Париже» — называется набивной платок из натурального шёлка (крепдешина). Тут и цвета необычные, и рисунок абстрактный.

— Это эксперимент, — утверждает собеседник. — А так классика, и ещё раз устоявшаяся классика. Каждое произведение наших художников проходит строгий экспертный совет, во главе которого стоит тонкий и очень строгий ценитель платов, — министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова.

Тоскующие по России люди, разлетевшиеся по миру, шлют в Павловский Посад ностальгические послания и заказы на русские шали.

Не забыли мастерицы и о мужчинах. Глаз не отвести от чистошерстяных набивных кашне размером 27 на 140 сантиметров. Краски, разумеется, «приглушены», а названия какие: «Лорд», «Дон-Кихот», «Визит», «Брызги шампанского»!

Современные художники нередко обращают взор на работы старинных собратьев по искусству. Изменят гамму цветов, рисунок, и рождается изумруд, о котором ни словом сказать, ни пером описать. Вот долгий плат «Молитва». Константин Аболихин «прошептал» её ещё до революции. Галина сотского восстановила чудом сохранившийся живописный шедевр. В коллекции ОАО кладезь таких талисманов — свыше тысячи. Неиссякаемый творческий родник!

Художники ежегодно готовят платы в честь юбилеев древних городов и весей России: тысячелетия Ярославля, трёхсотлетия Царского Села. Планируют отметить и приближающийся «седой» юбилей Бородинского сражения, 1150-летие Полоцка.

— Уже третий год часть коллекции «Наследие» нашего предприятия переезжает из города в город Беларуси, — слышу продолжение рассказа. — Выставка пользуется огромной популярностью и братьев-славян. Почитайте их восторженные отзывы!

Да, ни одного стылого, формального слова: «Светлый, яркий, красивый мир. Спасибо золотым рукам, низкий поклон за полёт фантазии художников, за мастерство!», «Спасибо великое за красоту и поэзию, выраженную в красках, за музыку цветов и узоров!», «Побывала на выставке, увидела шали, овеянные сказаниями, стихами и песнями, и будто испила чистой воды из родника в России!»...

Юрий МАХРИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала