Безопасность по всем направлениям

«Опыт, накопленный при строительстве Союзного государства, привёл к значимому прогрессу на интеграционном направлении. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что вопросы, являющиеся актуальными для него, представляют интерес для государств, вовлечённых в процесс евразийской интеграции. Союзная и, как мы всё чаще убеждаемся, евразийская интеграция последовательно развивается в экономике, социальной и культурной областях, в сфере обороны и безопасности. Сила интеграционных идей начинает вовлекать в свою орбиту другие заинтересованные государства...» Это подчеркнул Председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России, глава Государственной Думы Сергей НАРЫШКИН в приветствии к участникам научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

Колыбель единения

Состоялась конференция в конце мая в Санкт-Петербурге и собрала более сотни специалистов и экспертов, в том числе депутатов Парламентского собрания, членов Постоянного комитета Союзного государства, представителей министерств и ведомств России и Беларуси, руководителей и учёных различных российских и белорусских вузов, научно-исследовательских институтов, журналистов ведущих СМИ двух стран. Её программа включала как пленарные заседания, так и работу четырёх секций, где обсуждалась безопасность Союзного государства, можно сказать, по всем направлениям: общая, экологическая, продовольственная, информационная.

Участники дискуссии в итоговом документе отметили: в современной геополитической ситуации согласованная деятельность по обеспечению коллективной безопасности государств — участников Договора о создании Союзного государства обеспечивает условия для поступательного развития Беларуси и России, имеет особое значение для углубления интеграционных процессов, укрепляет стабильность в регионе, позиции Союзного государства на международной арене.

Вёл конференцию заместитель председателя Комиссии Союзного парламента по информационной политике, заместитель главы Комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич. «Воплощенное в Союзном государстве восстановление связей, дружбы Безопасность по всем направлениям двух стран и братских народов сейчас не только востребовано, но и набирает силу, становится наступательным. Союзное государство — это колыбель единения других постсоветских государств. Благодаря заложенному интеграционному потенциалу мы сегодня уже говорим о Евразийском союзе, идея которого становится всё более осязаемой и конкретной. Сближение идёт не только по экономическим вопросам, но и политическим, социальным, гуманитарным, что само по себе возрождает дух наших народов и определяет дальнейший исторический процесс», — отметил он, призвав коллег к серьёзному аналитическому разговору.

Солидарно с ним высказался и ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко, назвав в беседе с журналистами Союзное государство самым успешным интеграционным проектом постсоветского пространства, который позволил вовлечь в процесс объединения широкий круг республик бывшего СССР.

«В формате «двойки», — отметил он, — мы успешно решаем вопросы военно-политического сотрудничества, создав с Россией единые региональную группировку войск и систему ПВО. Мы не разделены границей, у нас скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, трудоустройства, в сфере образования. Есть у белорусско-российской интеграции и прагматичное экономическое измерение: с 1995 по 2011 год белорусско-российский товарооборот увеличился в 7,5 раза. В 2011 году объём взаимной торговли достиг 38,7 млрд долларов и увеличился почти на 40 процентов по сравнению с предыдущим годом. За первые месяцы нынешнего года уровень взаимной торговли вырос ещё почти на треть».

В развитии белорусско-российских отношений, по его мнению, большую роль играют парламенты, которые обеспечивают гармоничную нормативно-правовую базу сотрудничества между государствами и тем самым создают благоприятные условия для торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси, социального благополучия их граждан. «Сегодня мы выходим на новый уровень объединительных процессов, — подчеркнул парламентарий, — и опыт союзного строительства, в том числе парламентаризма, поможет становлению и развитию Евразийского союза».

«Бастионы» не дремлют

Тон состоявшемуся разговору задал заместитель Государственного секретаря — член Постоянного комитета Союзного государства Иван Бамбиза, напомнив, что быстрый рост населения и интенсивное развитие мировой экономики ставят её в зависимость от углеводородов, редкоземельных металлов, продовольствия и пресной воды, значительная доля которых сосредоточена на территории бывшего СССР. Этим, по его словам, объясняется активный интерес западных стран к происходящим процессам на постсоветском пространстве. А также непростая на сегодня военно-стратегическая обстановка для военной безопасности Союзного государства. «Её характеризуют три фактора», — констатировал он.

Первый — вступление в финальную стадию развёртывания третьего эшелона системы национальной противоракетной обороны США в Восточной Европе, что позволит создать в регионе стратегическое оборонное преимущество США. Второй — отказ Запада привести в соответствие с современными условиями Договор об обычных вооружённых силах в Европе и приостановка его действия со стороны России. Эта ситуация создаёт предпосылки для одностороннего наращивания военного потенциала в новых зонах ответственности НАТО: Прибалтика, в перспективе Украина и Грузия. Данный вызов может повлечь за собой необходимость перестройки оборонительных систем Союзного государства и дополнительные расходы на военные нужды. Третий — поставки Польше современных американских вооружений — средств ПВО и самолётов, странам Балтии — радиолокационных систем, систем связи и противотанковых комплексов, Грузии — средств ПВО, вертолётов.

Эффективным ответом на эти угрозы является развитие и углубление военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. Сегодня создана Единая региональная система ПВО двух стран и достигнута договорённость по вопросам применения региональной группировки войск, призванной обеспечить военную безопасность Беларуси и прилегающих к ней областей России, а также Калининградской области и акватории Балтийского моря. Для проверки боеспособности и отработки навыков совместных действий регулярно проводятся военные учения двух стран. Координируют военное сотрудничество совместные заседания военных коллегий Беларуси и России».

Тесно развивается, отметил он, сотрудничество и по охране границы Союзного государства, что координирует постоянно действующий союзный Пограничный комитет. На его недавнем заседании в апреле 2012 года в Гродно, Госпогранкомитет Беларуси и ФСБ России подписали протокол о взаимодействии по обмену информацией об обстановке и угрозах на внешних рубежах Союзного государства, утвердили проект программы укрепления пограничной безопасности Союзного государства на 2012-2016 годы. По итогам предыдущей программы по обустройству внешней границы в эксплуатацию введены 2 пограничные заставы, 6 пограничных постов и другие объекты пограничной инфраструктуры.

«Угрозу безопасности Союзного государства представляют и активные попытки Запада контролировать поставки энергоносителей в Европу, дипломатические усилия Вашингтона убедить среднеазиатских партнёров в необходимости транспортировки энергоносителей в обход России, — подчеркнул Иван Бамбиза. — Продолжаются попытки экономического давления на союзников России. Наиболее характерный пример — введение Западом санкций в отношении белорусских экспортёров, которые участвуют в кооперативных цепочках с российскими партнёрами.

Как отметил выступающий, современное развитие глобальной экономики диктует Союзному государству необходимость найти свою нишу в международном разделении труда. В ситуации, когда нынешние мировые экономические лидеры не заинтересованы в появлении нового конкурента на региональном, а тем более на глобальном уровне, очевидно, что промышленный рост необходимо обеспечивать за счёт внедрения новых технологий и новых форм экономического взаимодействия. «В этом плане опыт союзных программ и проектов в научно-технической сфере становится бесценным, — считает Иван Бамбиза. — Дальнейшее сотрудничество в этом формате способно предоставить промышленным предприятиям России и Беларуси передовые технологии, необходимые для успешной конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках».

Затронул он и тему поддержки сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО, особое внимание уделив продовольственной безопасности Союзного государства. «В Японии всего 5 млн гектаров сельхозугодий, но японцы обеспечивают себя продуктами питания на 75 процентов. Россия располагает десятой частью мировых запасов пашни, но производит лишь 1,5 процента валового продукта мирового сельского хозяйства и обеспечивает себя продуктами питания на 50 процентов, — отметил Иван Бамбиза. — Сегодня у руководства России и Беларуси есть понимание того, что государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли должна быть направлена на повышение её эффективности, конкурентоспособности и увеличение объёмов производства. Нам надо активно взаимодействовать по производству продовольствия. Здесь у России и Беларуси огромные возможности».

А говоря о социальной политике, подчеркнул: главным достижением является то, что граждане Беларуси и России не чувствуют себя иностранцами на территории друг друга. Договор между двумя странами «О сотрудничестве в области социального обеспечения», напомнил заместитель Госсекретаря, определил порядок реализации прав граждан обоих государств, а также их семей в социальном обеспечении и обязательном социальном страховании, предоставлении пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице. Соглашение между Правительствами Беларуси и России закрепило равные права на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на союзной территории. Абитуриентам из России и Беларуси обеспечиваются равные права как при поступлении, так и обучении в средних специальных и высших учебных заведениях, вплоть до выплаты стипендий и предоставлении жилья тем, кто в нём нуждается.

«Социальная политика, — подытожил Иван Бамбиза, — продолжает оставаться важным элементом внутренней безопасности Союзного государства».

Что тормозит «Союз»?

Информационная безопасность в наше время информационных войн, когда истина погибает первой, является ключевой для любого государства.

«Ни один интеграционный проект сегодня не может быть по-настоящему устойчивым без единого информационного пространства. Именно оно является неотъемлемым условием создания полноценного союзного государства, источником духовной поддержки общественности двух стран, формирования имиджа Союзного государства на международной арене, — сказал ведущий секции, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Александр Шатько. — У нас же реальность такова: жители Беларуси имеют возможность полноценно смотреть на территории своей республики большинство центральных российских телеканалов, все их новостные и аналитические программы, а белорусское телевидение представлено на территории Российской Федерации лишь одним спутниковым телеканалом да и то не в форматное время».

Как он считает, в Союзном государстве пока отсутствуют главные признаки общего информационного пространства — единое финансирование, единое управление. Разнятся и условия деятельности СМИ, как хозяйственной, так и чисто профессиональной. Вопрос формирования единого информационного фона является неотъемлемой частью сближения, но он не всегда находит поддержку и понимание в ведомствах.

Его поддержала доцент Института журналистики Белорусского госуниверситета Наталья Довнар, отметив, что СМИ нынче могут нести угрозу личности, обществу, государству, сбалансированным интересам. «Мы должны понимать, что это за угрозы и как их нейтрализовать? — задалась она вопросом. — Сегодня в рамках нового научного направления — информационного права — развивается право СМИ. Оно заключается в создании не только ограничений для прессы, но и условий выполнения её особой миссии».

Член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, член Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Госдумы Алексей Казаков, подчеркнул, что СМИ и интернет-пространство — это всего лишь инструмент для продвижения идеологии, которой у нас сегодня нет. Пока не будет выстроен весь инструментарий идеологии, считает он, вряд ли можно всерьёз говорить о защите от информационного влияния наших западных оппонентов.

«Союзное государство — это колыбель, из которой вырастает евразийская интеграция, — сказал директор Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь Александр Базанов, — но отсутствие общих идеологических и концептуальных подходов в интеграционном процессе не позволяет нам наращивать темп интеграции. Нет понятной идеи — для чего нужна интеграция, в чём ее полезность для простого человека, его детей и внуков? Не сформировав её, мы не сможем двигать интеграцию дальше…»

Павел АНОХИН, Москва — Санкт-Петербург

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала