Единый транспортный фундамент

Железнодорожники России, Беларуси и Казахстана объединяют усилия по развитию комплексных транспортных услуг на территории стран Единого экономического пространства

Современная эпоха характеризуется стремительным развитием различных интеграционных процессов, сближением экономик государств-партнёров, координации и балансирования стратегических программ развития, резкого увеличения торгового обмена. Не обошли эти процессы стороной и постсоветское пространство. Россия, Казахстан и Беларусь, начав сближение экономик трёх государств с формирования Таможенного союза, перешли к активной работе по созданию Единого экономического пространства.

Очевидно, что роль транспорта в этих интеграционных процессах крайне велика, и не будет преувеличением назвать его одним из ключевых элементов. Ведь эффективные хозяйственные связи, цепочки поставок и снабжения без стабильно работающей современной транспортной системы организовать невозможно.

В настоящий момент приходится констатировать, что странам-участницам ЕЭП предстоит серьёзная работа в этом направлении. Так, в недавно опубликованном Всемирным банком рейтинге развития логистических услуг Россия оказалась на 95-м месте, Казахстан — на 86-м, а Беларусь — на 91-м.

Ранжирование проводилось на основе комплекса факторов, включающих состояние дорожной, терминальной и складской инфраструктуры и средств доставки, а также длительность процедур таможенного оформления, сроки доставки, эффективность работы всех участников транспортной цепочки. В результате наши страны проигрывают в конкуренции за евроазиатский транзит морским перевозчикам, да и потребности грузоотправителей наших стран нужно удовлетворять на более высоком качественном уровне.

Вопросы транспортной интеграции стали ключевой темой для обсуждения в рамках июньского бизнес-форума «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития», состоявшегося в СанктПетербурге и последовавшей встречи глав правительств России, Беларуси и Казахстана.

«У транспортных систем трёх наших государств есть уникальный потенциал увеличения конкурентоспособности, в первую очередь за счёт использования выгодного географического положения и соответствующих возможностей по организации транзита. К тому же, работая совместно, мы в полной мере сможем использовать эффект масштаба. Координация работы столь крупных транспортных систем — это непростая задача. Нам предстоит объединить усилия стран-участниц ЕЭП для того, чтобы унифицировать нормативную базу и принципы тарифообразования, обеспечить рост экономической эффективности перевозок и логистики, создать новые, привлекательные для рынка транспортные продукты», — заявил, выступая на форуме, президент компании «Российские Железные Дороги» Владимир Якунин.

Накануне в рамках международного форума «Стратегическое партнёрство 1520» ОАО «РЖД», АО «НК «Казакстан темiр жолы» и Белорусская железная дорога подписали Меморандум о развитии транспортно-логистической системы ЕЭП. Этот документ предусматривает три ключевых направления дальнейшей совместной работы.

Стороны признали необходимость создания Международной транспортно-логистической ассоциации. Эта организация, обеспечивающая взаимодействие железнодорожников стран ЕЭП, призвана на экспертном уровне поддерживать деятельность Евразийской экономической комиссии, а также вырабатывать консолидированные предложения по таким важным направлениям, как гармонизация и совершенствование нормативно-правовой базы в области транспорта, развитие системы технического регулирования, единые стандарты оказания транспортно-логистических услуг, тарифная политика, таможенные процедуры.

Кроме того, железнодорожники планируют создать единую расчётную систему в целях поэтапного перехода на прямые расчёты с пользователями услуг за весь маршрут следования груза по железным дорогам ЕЭП независимо от места их оказания. Создание такой системы позволит коренным образом упростить механизм расчётов и оплаты транспортного тарифа и исключить необходимость оплаты провозных платежей через несколько экспедиторских компаний.

Ещё одним важным итогом переговоров стало решение о создании объединённой транспортно-логистической компании, которая будет оказывать полный спектр комплексных транспортных и логистических услуг в сфере железнодорожных грузовых и интермодальных перевозок. Планируется, что будущая компания будет ориентирована на сетевой охват бизнеса с точками продаж в основных промышленных центрах стран ЕЭП и за рубежом. Вертикальная интеграция услуг позволит создать комплексный конкурентоспособный транспортный продукт.

В качестве основы создания объединённой транспортно-логистической компании предлагается выбрать ОАО «РЖД Логистика» — 100% дочернее общество ОАО «РЖД». Со стороны ОАО «РЖД» предлагается внести пакет акций ОАО «ТрансКонтейнер», со стороны АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» — акции ряда дочерних компаний, в том числе АО «Казтранссервис» и АО «Кедентранссервис». Со стороны Беларуси — терминалы, принадлежащие Белорусским железным дорогам в Бресте, а также активы компании «Белинтертранс», принадлежащей Белорусским железным дорогам.

Владимир Якунин подчеркнул, что объединённая транспортно-логистическая компания будет создаваться на базе уже имеющихся и работающих активов, её создание не потребует от учредителей существенных первоначальных инвестиций, а также отвлечения денежных средств на этапе запуска проекта. Таким образом, проект изначально будет самофинансируемым и рентабельным.

С учётом динамичного развития западных и центральных провинций Китая реализация данного проекта по созданию транспортно-логистической системы ЕЭП позволит создать предпосылки для привлечения только в сегменте контейнерных перевозок дополнительного грузопотока в размере до 1 млн ДФЭ к 2020 году. Это составляет около 2 процентов прогнозного контейнеропотока между Европой и Азией.

В рамках международного форума «Стратегическое партнерство 1520» ОАО «РЖД», АО «НК «Казакстан темiр жолы» и Белорусская железная дорога подписали Меморандум о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства

Возникающий синергетический эффект и эффект масштаба позволяют рассчитывать на значительный потенциал роста стоимости бизнеса объединённой транспортно-логистической компании в перспективе как минимум в несколько раз по сравнению с текущей капитализацией совокупности существующих отдельных компаний.

Президент ОАО «РЖД» уверен, что, реализовав намеченное в меморандуме, железнодорожники обеспечат гарантии качества предоставляемой комплексной транспортной услуги и транспортной доступности в ЕЭП. В полной мере будет реализован транзитный потенциал на направлении «Восток-Запад». Кроме того, экономическая эффективность железных дорог стран ЕЭП увеличится за счёт эффекта масштаба и сетевого принципа управления парками подвижного состава.

«То, что нами сделано сейчас — лишь первые, но крайне важные шаги на пути создания единой транспортно-логистической системы ЕЭП. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить, что нами принято верное направление, и результаты не замедлят появиться», — резюмировал Владимир Якунин.

Максим СЕРГЕЕВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала