Будни и праздники местного самоуправления

IV съезд Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС) начался с того, что начальник Главного управления внутренней политики Президента РФ Олег Морозов сообщил: подписан Указ, учреждающий в стране День местного самоуправления. Праздник будет отмечаться 21 апреля. Эта дата приурочена к изданию в 1785 году «Жалованной грамоты» городам, положившей начало становлению российского законодательства о местном самоуправлении.

Указ главы государства, подписанный в день открытия съезда, — это признание значимости работы ВСМС и всех тружеников муниципалитетов, ежедневно решающих проблемы людей, подчеркнул заместитель Председателя Госдумы, секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов.

Всероссийский Совет местного самоуправления, созданный в 2006 году группой депутатов Госдумы при поддержке фракции «Единая Россия», давно перешагнул рамки партийного проекта, собрав под свои знамена более 100 тысяч местных депутатов и глав муниципалитетов. Совет, региональные отделения которого действуют в 92 субъектах Федерации, стал действенной площадкой для диалога муниципалитетов с федеральной властью, школой опыта и кадровым лифтом для лидеров местного самоуправления. Главной задачей организации была и остаётся защита интересов молодого, а потому неокрепшего и очень уязвимого российского местного самоуправления.

И на этот раз повестка работы съезда содержала наиболее острые проблемы муниципалитетов и прежде всего несоответствие доходных источников местных бюджетов расходным обязательствам. Несовершенство межбюджетных отношений — как замкнутый круг, не дающий развиваться экономике и наполнить местные бюджеты. Проблемы, связанные с модернизацией ЖКХ. Сворачивание социальной инфраструктуры, ведущее к исчезновению деревень. Гипертрофированный контроль надзорных органов, перенёсших после запрета «кошмарить» бизнес всю мощь своей деятельности на органы местного самоуправления.

Из-за зыбкости формулировок и пробелов в законодательстве, нестыковок норм базового 131-го и отраслевых законов часть властных полномочий «зависает» между уровнями власти. Их неисполнение контрольно-надзорные органы, как правило, ставят в вину муниципалитетам, априори отвечающим за решение всех наших повседневных жизненных вопросов. При этом никого не интересует, а предусмотрены ли на эти функции деньги в местной казне.

«В Карелии произошёл беспрецедентный случай, — рассказал председатель ВСМС, депутат Государственной Думы Вячеслав Тимченко. — Сразу в трёх сельских поселениях депутаты полностью сложили с себя полномочия, протестуя против необоснованных претензий надзорных органов».

Руководители муниципальных образований страны находятся в состоянии перманентных судов из-за необоснованных штрафов, часто в разы превышающих их заработную плату. ВСМС последовательно заостряла на этой проблеме внимание федеральной власти. В итоге в декабре 2010 года Генпрокуратура при участии Министерства регионального развития РФ провела совещание, на котором было решено делать упор на просветительскую, разъяснительную работу с муниципалитетами. В отдельных регионах так и поступили. Однако во многих других, к сожалению, эта проблема попрежнему одна из самых острых.

В августе ВСМС планирует провести уже третий по счёту Всероссийский съезд сельских поселений. Учитывая, что из 23 с лишним тысяч муниципальных образований России 19 тысяч находятся на сельском поселенческом уровне, нетрудно предположить, что одной из главных тем на нём вновь будут взаимоотношения муниципального уровня власти с государственными надзорными органами…

Начатое по поручению Президента России в 2003 году разграничение полномочий между тремя уровнями власти продолжается. Законодательство постоянно корректируется, но легче от этого жизнь муниципалитетов не становится. Когда принимался 131-й закон, за всеми типами муниципальных образований было закреплено всего 64 полномочия. Сейчас их более сотни. Но при том, что обязательств стало больше почти в два раза, финансовое обеспечение муниципалитетов практически не увеличилось. Новыми функциями местная власть обрастала благодаря поправкам отраслевых законов, и зачастую даже профильный комитет Госдумы узнавал об их появлении лишь тогда, когда реально влиять на принятие соответствующего закона было уже поздно.

Децентрализация финансовых потоков набирает обороты. По самым компетентным оценкам муниципалитетам страны, чтобы они в должном объёме исполняли свои полномочия, необходимо передать триллион рублей. Где их взять? Единственный резерв — перераспределение налоговых потоков. Налоги, отданные сегодня местному уровню власти, почти не работают.

«В 2011 году муниципальные бюджеты на две трети состояли из субсидий, дотаций и субвенций, — поблагодарив за возможность сверить часы, обратился к делегатам съезда председатель профильного Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. — Местные налоги, земельный налог и налог на имущество физических лиц дали не более четырёх процентов доходов. Ясно, что такие межбюджетные отношения ориентируют муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей или создание условий для предпринимательской активности, а на выстраивание «правильных» отношений с региональными чиновниками и иждивенчество».

Но жить с постоянно протянутой рукой, как понимают и сами муниципальные лидеры, — не выход. Упор надо делать на прямой взаимосвязи между усилиями органов власти и получаемыми доходами бюджетов. Тогда можно будет вырваться из унизительной нищеты и зависимости.

Сколько же денег надо местному самоуправлению? Если взять финансово-экономическое обоснование к проекту 131-го закона, то, например, в 2003 году расходы местных бюджетов оценили примерно как восемь процентов от ВВП. Прошло девять лет: ВВП у нас составил 60,6 триллиона рублей, значит, расходы местных бюджетов должны быть на уровне 4,9 триллиона рублей. Но в 2011 году они не достигли и трёх триллионов.

Очевидно, что местному самоуправлению нужна не рыба, а удочка. Конечно, надо понимать, что в большой федеративной стране не обойтись без выравнивания финансовой обеспеченности регионов и муниципалитетов. Поэтому задача — сделать так, чтобы помощь не зависела от воли того или иного регионального руководителя. Её получение может быть обусловлено только заранее установленными и понятными правилами, объём — предсказуемым и достаточным. При этом важно, чтобы дотации носили стимулирующий характер.

Правовые основы местного самоуправления в стране сформированы, и сейчас на местах ждут не новых изменений, а стабильности законодательства. Надо лишь до конца навести порядок в полномочиях. Сделать так, как лучше для пользы дела и как удобно жителям. Местные вопросы должны решаться на местах, с необходимыми на то деньгами, а государственными делами — заниматься государственные органы.

Местное самоуправление — школа ответственности граждан, где и формируются ключевые компетенции начинающего политика. Например, способность доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы избирателей, умение договариваться со всеми здравыми силами и воодушевить их на благие дела ради процветания родных городов и сёл.

«Президент России Владимир Путин в статье «Демократия и качество государства» подчеркнул, что демократия большого Государства складывается из демократии малых пространств, — напомнил президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, вопросам местного самоуправления и проблемам Севера и Дальнего Востока Степан Киричук. — Мы сегодня находимся на пути становления эффективной региональной и местной политики. Это путь возрождения как больших территорий наших регионов, так и маленьких наших муниципалитетов, от благополучия которых и зависит в конечном счёте процветание Великой России».

Юлия ЗАХВАТОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала