Преференций Сколково на всех не хватит

Вопросы законодательного обеспечения функционирования территорий инновационного развития были в центре внимания на выездном заседании Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям и Ассоциации инновационных регионов России, прошедшем на территории особой экономической зоны «Дубна».

Этот наукоград широко известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он дважды увековечен в Периодической таблице Менделеева: синтезированный здесь новый трансурановый элемент с порядковым номером 195 получил название «дубний», а элемент № 114 — «флеровий» в честь академика Г. Флерова. В 2005 году на двух берегах омывающей город реки Волги разместилась одна из четырёх первых российских технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ). Участок №1 отдан под Российский центр программирования, участок № 2 — под ядерно-физические и нанотехнологии. Здесь около 1000 рабочих мест, 80 компаний-резидентов.

Специализация наукограда — ядерная физика, фундаментальные исследования, создание сложных технических систем в авиатехнике, цифровой электронике, инновационный малый и средний бизнес. Сейчас дубненцы создают уникальный прибор будущего — коллайдер «Ника». Из 40 тысяч трудоспособного населения Дубны половина заняты в сфере науки и техники и каждый 4-й имеет высшее образование, рассказал глава города Валерий Прохоров.

Вообще в России 13 наукоградов с официально зафиксированным статусом. А всего у нас около 75 городов и поселений с высокой долей научно-технического потенциала. Их роль в переходе национальной экономики на инновационную модель развития трудно переоценить. Но пока ещё, признал председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев, с инновациями в практическом плане не очень получается. Преференций Сколкова на всех не хватит.

Его коллега, зампред главы Комитета Владимир Кононов сообщил, что годового бюджета Сколкова рядовому наукограду достало бы на 200 лет. «Впрочем, Дубна — бренд, кадры, благоприятный климат для инноваций, — сказал он. — Она может стать полюсом инновационного роста в евразийском масштабе».

Конечно, не только недостаточность финансирования — камень преткновения. По мнению депутата, сегодня инновационному развитию в России мешают такие факторы, как отсутствие спроса на инновации, несформированные правовые основы принуждения к инновациям, слабость государственно-частного партнёрства, недоступность дешёвых кредитов, дефицит кадров для новой экономики. Играет роль и то, что до сих пор наука воспринимается как бедный родственник, а не как мощный драйвер развития. Вопросы законодательного обеспечения функционирования территорий инновационного развития были в центре внимания на выездном заседании Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям и Ассоциации инновационных регионов России, прошедшем на территории особой экономической зоны «Дубна».

Да даже и на заседании выяснилось некоторое несходство мнений. Замминистра экономического развития Олег Фомичёв убеждён, что наукограды заточены под научное развитие, а инновации — это, в первую очередь, бизнес. Наиболее перспективной формой поддержки инновационного развития он считает формат кластера. Их в России сегодня 25, и один из них как раз Дубна. Помимо кластеров, в нашей стране развиваются и другие формы поддержки инновационного бизнеса, есть институты развития, технологические платформы, ОЭЗ, технопарки. Сдерживают инновационный прогресс сама бизнес–среда и условия предпринимательской деятельности. Задачу государства Минэкономразвития видит в создании очагов инновационного роста.

К слову, председателем Наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), вместе с которой думский комитет и проводил это заседание, является глава Госдумы Сергей Нарышкин, а председатель Совета Ассоциации — президент Татарстана Рустам Минниханов. А в её состав входят 12 регионов (Томская, Новосибирская, Иркутская, Калужская, Самарская, Ульяновская, Липецкая области, республики Татарстан, Мордовия, Башкортостан, Красноярский и Пермский края), где проживает 19 процентов населения России и выпускается треть всей высокотехнологичной продукции, а также 92 процента — нанопродукции. Приоритеты АИРР — формирование спроса на инновации, ликвидация правовых барьеров и разработка дифференцированных мер стимулирования субъектов с разными моделями инновационного развития.

В этой связи Рустам Минниханов посетовал: «Льготы есть, а их применение законодательно не отрегулировано». И особо подчеркнул необходимость более эффективного сотрудничества по совершенствованию законодательства. Оно, как конкретизировали другие выступающие, предусматривает налаживание взаимодействия с комитетами Госдумы и включение представителей АИРР в экспертные советы обеих палат парламента. Инновации вперёд двигают качественные кадры, высокотехнологичный бизнес, современная инфраструктура и благоприятная среда, обеспечивающая высокий стандарт жизни. Обеспечение этих условий потребует соответствующих правовых решений. Их пилотную апробацию, как заявила руководитель Комитета по законодательству АИРР, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, готова взять на себя Ассоциация.

В рамках выездного заседания думского комитета его участников познакомили с работой научно-производственного комплекса «Альфа», выпускающего медтехнику для фильтрации крови (плазмофереза) и оснащённого единственным в мире специализированным промышленным циклотроном. Последний сертифицирован по международным стандартам, а его коллектив награждён Премией Правительства РФ в 2009 году.

Кроме того, участники выездного заседания обсудили и вопрос о Фонде перспективных исследований, законопроект о создании которого Президент Владимир Путин внёс в Госдуму 5 июня. В том виде как задуман, Фонд представляется российским аналогом американского Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA), учреждённого в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Об этом проекте рассказал первый зампред Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов. Сегодня, пояснил он, поисковые и фундаментальные исследования сосредоточены в так называемой «десятой программе» Минобороны, которое не слишком замотивировано на их проведение. Новая структура должна улучшить ситуацию в области прорывных разработок оборонного характера и создания технологий двойного назначения. Остаётся надеяться, что свежий воздух Дубны положительно скажется на судьбе обсуждаемых законодательных инициатив.

Людмила ГЛАЗКОВА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала