Большая вода принесла большую беду

Очевидно, что расследование причин трагедии Крымска не должно ограничиться наказанием виновных

Такого наводнения по своим трагическим последствиям в нашей стране не было давно. К десяти часам вечера в пятницу 6 июля стало ясно, что после проливных дождей река Адагум выйдет из берегов и превратится в мощный, неуправляемый поток, который может смести на своём пути всё: людей, дома, деревья, автомобили. Спустя пару часов так оно и произошло. Уровень попадавшей в ущелье воды благодаря ливню и стекавшим со склонов гор речкам в отдельных местах доходил до второго этажа. Первые этажи оказались под водой. Ситуация развивалась настолько стремительно, что многие люди едва успели выскочить из своих домов. Горожане лезли на крыши, искали возвышенности, пытаясь укрыться от водной стихии. Большое количество жителей города Крымска, больше всего пострадавшего на Кубани от наводнения, погибли именно во сне. По данным синоптиков, количество осадков составило 300 мм, то есть на Черноморском побережье фактически прошел настоящий тропический дождь, который в условиях горной местности и привел к катастрофе.

Урок не впрок

В результате, по предварительным данным МЧС, полностью разрушено 400 домов. 29 тысяч человек остались без всякого имущества. Всего же в результате сильнейших осадков в городах Геленджик, Новороссийск, Крымск, поселках Дивноморское, Нижнебаканская, Неберджаевская и Кабардинка было подтоплено более семи тысяч домов. Ущерб от кубанского потопа, по предварительным расчетам, составил около 4 миллиардов рублей.

Но главное горе – большое количество жертв. На момент подписания номера 171 погибший, причем из них 159 человек являются жителями Крымска. Минувший понедельник в России был объявлен днем траура по погибшим при наводнении в Краснодарском крае и в ДТП на Украине паломникам из Псковской области.

Наводнения, оползни, ураганы и другие стихийные природные бедствия в Краснодарском крае и в целом во всем северокавказском регионе бывают довольно часто. Все помнят страшное наводнение 2002 года, которое случилось в те же летние месяцы на Северном Кавказе в июне и августе. Тогда в общей сложности на Кубани погибло около ста человек, примерно столько же в других республиках. Пострадали сотни тысяч людей. Среди населенных пунктов, оказавшихся в списке жертв стихии, был и Крымск. В октябре 2010 года из-за наводнения на Кубани и в Адыгее погибло 17 человек. В Туапсинском районе, например, было подтоплено более 20 населённых пунктов, 11 человек погибли и трое пропали без вести.

Казалось бы, после таких смертельных ударов стихии уроки трагедии должны быть выучены назубок. Задачи были ясны: следовало наладить систему массового оповещения, отработать маршруты и способы эвакуации, отремонтировать все гидротехнические сооружения, дамбы, плотины, шлюзы, которые были возведены еще полвека назад, не строить жильё в местах, больше всего подверженных затоплению. Нужно было построить новые объекты, регулярно проводить учения и безжалостно наказать виновных, на чьей совести из-за проявленных халатности и бездействия десять лет назад погибло столько людей.

Почти все эти практические задачи были выполнены только на бумаге. Если было бы иначе, то местные жители, мокрые, продрогшие, не понимающие толком, что происходит, не сидели бы всю ночь на крышах своих домов. Они вовремя узнали бы об опасности, которую могли бы самостоятельно встретить во всеоружии. Они знали бы, что надо делать в таких ситуациях, как эвакуироваться, к кому обращаться за помощью, где можно поесть, высушиться, одеться.

Сейчас им обещают построить в течение трёх-четырёх месяцев новые дома – для тех, чьё жильё полностью разрушено. На ремонт домов и восстановление имущества каждому члену семьи будет отпущено по 160 тысяч рублей из федерального и краевого бюджетов. Те, кто потерял близких, получат 2 миллиона рублей. Для детей из семей, пострадавших от наводнения, выделено свыше 500 мест в детских лагерях Черноморского побережья. На ликвидацию последствий стихии в целом Российское правительство выделяет почти 4 миллиарда рублей.

Не все жители верят обещаниям местных и региональных властей. И прямая причина тому чисто субъективная. Основные претензии жителей сводятся к одному вопросу: почему их вовремя не предупредили о надвигающейся беде? Ведь, будь каждая семья заранее проинформирована о возможности затопления города, не было бы такого большого числа жертв. Однако, судя по действиям местной власти, они сами долгое время ничего толком не знали. Отсюда и возникли слухи, что ситуацию якобы усугубил сброс воды из Неберджаевского водохранилища. Потом пополз слушок о втором водном нашествии, который, к счастью, удалось быстро развеять.

Сигнал почти не слышен

На все жалобы граждан о том, что их заранее не предупредили о наводнении, из-за чего десятки семей не смогли даже выбежать из дома, успев лишь по лестницам залезть на крышу, краевые власти поначалу отвечали, что вся нужная информация была предоставлена. Мол, и по телевизору пустили бегущую строку, и по радио сообщали, и сигналы соответствующие раздавались. Как объясняют эксперты, в области обеспечения безопасности человека существует масса других способов поднять тревогу. В крымском случае должны были каждые три-пять минут по телевизору, особенно после 22 часов, официального начала наводнения (когда еще никто не спал), предупреждать об опасных последствиях затопления города. А куда делись беспроводные радиоприёмники наподобие былых радиоточек. Наверняка последствия не были бы столь трагичными. Есть и старый способ оповещения – сирена. Помнится, в советские времена в школе приходилось не раз слышать этот пренеприятный звук, прятаться и ложиться ногами в сторону гипотетического ядерного взрыва. Сейчас голос сирены уже позабылся, но урок собственноручного спасения был выучен на всю жизнь.

В случае с Крымском система оповещения о надвигающейся катастрофе не сработала так, как следовало бы. Это был вынужден признать глава МЧС Владимир Пучков. Он заявил, что население Краснодарского края не было в полной мере предупреждено об угрозе наводнения. «По предварительной оценке, оповещение населения было организовано, но, к сожалению, комплексной работы проведено не было. Со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки», - сказал министр на селекторном совещании, отвечая на вопрос вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, почему жители Кубани не были своевременно предупреждены о наводнении.

Президент России Владимир Путин уже поручил разобраться, как было организовано на Кубани оповещение о возможном бедствии, определить, как работали все службы. По утверждениям жителей города, сигнал от трех городских сирен был дан, но прозвучал настолько тихо и настолько поздно (практически через полтора часа после разгула стихии), что многие жители ничего не услышали и ничего не поняли. Во второй раз сирена прозвучала около в 5.30 утра, когда вода уже затопила почти весь город. Использовалось устаревшее оборудование времен СССР.

Специалисты утверждают, что нужна новая, более мощная и эффективная система оповещения. Она позволяет с помощью специальных датчиков уровня воды чётко определять, превышен ли допустимый предел. Если чуть выше установленного уровня – сигнал раздаётся автоматически. Примерно так противопожарная сигнализация в домах реагирует на дым.

Что касается бегущей строки, то, как можно было ее увидеть на экране своего телевизора, если примерно в 11 вечера в городе отключили свет? Сотовая связь, долженствующая в экстренных случаях работать в автоматическом режиме, оказалась бесполезной, так как сообщения по SMS многим абонентам пришли позже, когда город уже был затоплен – и то в каком-то урезанном виде.

Член Совета Федерации Николай Кондратенко, бывший губернатор Краснодарского края, считает, что людей в Крымске успели оперативно предупредить о грозящей опасности, но это было затруднено именно из-за разрушенной за последние десятилетия системы оповещения. «Ликвидировали радиопроводные системы, а поднять людей, разбросанных по станице, по хуторам, гораздо сложнее, чем в городе», — подчеркнул он.

Сейчас МЧС прилагает воистину героические усилия для ликвидации последствий ливневого паводка. Самоотверженно трудятся волонтёры со всей России. Помогают воинские части, полиция. Ударно работают врачи, эпидемиологи. Приехали курсанты МЧС. По стране прокатилась волна сбора пожертвований для пострадавших.

Сотни тысяч человек приносят в пункты сбора всё, что может пригодиться людям, оставшимся без крова. Члены Совета Федерации перечислят часть своей заработной платы в Фонд помощи пострадавшим от наводнения. Свои соболезнования в адрес пострадавших и семей погибших выразили руководители двух палат Федерального Собрания — Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин.

По поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на Кубань отправилась группа сенаторов для изучения ситуации во главе с первым вице-спикером Александром Торшиным. «Мои коллеги на месте посмотрят, как оказывается помощь пострадавшим, какие планы по восстановлению разрушенного жилья», — сказала глава палаты. Члены Совета Федерации уже встретились с руководством края, представителями местной власти, спасательных служб, волонтёрами, жителями пострадавших районов. По словам Александра Торшина, полученная информация о текущей ситуации в зоне бедствия, ходе восстановительных работ, оказании помощи пострадавшим будет использована для доклада на заседании Совета Федерации и подготовки решения о возможном инициировании парламентского расследования причин катастрофы, эффективности действий местных органов власти.

На Кубани высадился и депутатский десант. Организуются депутатские общественные приёмные. Как заявил журналистам заместитель Председателя Государственной Думы Андрей Воробьёв, эти приёмные будут работать в регионе вплоть до восстановления последнего дома. Создана межфракционная рабочая группа Госдумы по оказанию помощи пострадавшим, которая станет осуществлять свою деятельность в Геленджике, Новороссийске и Крымске. Любой вопрос, с которым обращаются граждане, не останется без ответа, заверил вице-спикер. Многие законодатели были в регионе и вне рамок официально организованных групп. К примеру, одним из первых в зоне бедствия побывал сенатор Николай Кондратенко. По его словам, необходима объективная оценка случившегося. «Все списывать на человеческий фактор нельзя», — подчеркнул он.

Для обследования территории и определения материального ущерба созданы 246 межведомственных оперативных групп, а всего к работам привлечено свыше 10 тысяч человек и более 1200 единиц, и с каждым днем количество добровольных помощников растёт.

Одним словом, мы уже научились грамотно и более-менее эффективно бороться с последствиями различных природных катаклизмов, но так и не научились действовать на опережение, создавать службы предупреждения, расширять информационные каналы.

Против стихии не пойдешь?

Трудно поверить, что специалистам было не понятно (хотя бы по опыту прежних лет), что такие сплошные ливневые дожди могут превратиться в маленькое цунами, когда потоки воды, хлынувшие в ущелье, попавшие в ложбину, могут уничтожить всё на своем пути? Заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров назвал именно этот природный катаклизм в качестве основной причины разрушительного наводнения. Глава Ростехнадзора Николай Кутьин на совещании у Президента России подтвердил, что наводнение «было вызвано разливом рек в момент, когда почва уже была наполнена водой».

Уже в начале июля синоптики понимали, что существует угроза наводнения. По словам главы Гидрометцентра Романа Вильфанда, начиная с 4 июля они предупреждали соответствующие службы о неустойчивости атмосферы, сильных осадках, усилении ветра, а через два дня, 6 июля, по всем каналам связи пошло штормовое предупреждение. Следовательно, предупреждения метеорологов были, но к ним и местные жители, и власти, похоже, отнеслись с подозрением, как и к любому прогнозу погоды. В самом городе строительство жилья велось, по оценкам экспертов-архитекторов, без учёта опасных последствий наводнений.

В Федеральном агентстве водных ресурсов считают необходимым на законодательном уровне по всей стране в зонах повышенного риска запретить такое строительство. Не было и мощной ливневой канализации, способной пропустить огромное количество кубометров воды. И ее тоже необходимо срочно строить. Если техногенный фактор (прорыв дамбы) исключается, то значение своевременного оповещения граждан и принятия других превентивных мер по понижению уровня опасности возрастает в разы.

Сейчас возбуждено уголовное дело по факту гибели людей в результате наводнения в регионе – по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Мэр Крымска и глава администрации района уже отстранены от своих должностей, ибо, по разъяснению губернатора края Александра Ткачёва, местные власти не смогли хорошо организовать работы по восстановлению затопленного города и помощи пострадавшим. Уже допрашивают должностных лиц «Югводоканала». Скорее всего, виноватых найдут: кого-то не было на месте, кто-то вовремя не сообщил, кто-то действовал не в рамках инструкций, кто-то первым делом увёз на машине от беды подальше свою семью.

По словам Александра Ткачёва, местные власти знали о стихийном бедствии за три часа до его начала и уверяли губернатора, что предупредили о нём жителей. Очевидно, что расследование причин трагедии Крымска не должно ограничиться наказанием виновных. Куда важнее чётко определить нормы поведения, которые заставляют каждого из нас, особенно тех, кто проживает в природо-опасных регионах, быть всегда начеку, знать, что надо делать, что и кого слушать, куда идти. Для детей-школьников давно пора менять тематику ОБЖ, уделяя первостепенное место поведению в чрезвычайных ситуациях. В конце концов, нужно просто взять за правило выполнять обещанное. Скажем, после разгула водной стихии в 2010 году Российское правительство поручило администрации края создать до 1 марта 2011 года региональную программу предупреждения наводнений и переселения жителей из зон возможного подтопления до 2018 года. Знает ли население об этой программе, тем более о том, как она выполняется?

По мнению заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, «нужно сделать выводы, прежде всего связанные с оперативным оповещением населения о возможности надвигающихся аварий или катастроф техногенного или природного характера». Кроме того, вице-премьер предложил возродить учения гражданской обороны и после ликвидации самых острых последствий нынешней катастрофы собраться специалистам, представителям различных ведомств, связанным с подобного рода работой для того, чтобы разработать целый комплекс мер, который надо будет предпринять на территории всей России, по обучению населения в ситуациях подобного рода».

Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин считает, что сейчас важно проработать нормативные правовые акты, дать конкретные предложения, направленные на восстановление эффективности управления такими системами, как водные бассейны, леса, механизмы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание, по его мнению, следует уделить задачам скорейшего восстановления утраченных документов жителей края, пострадавших от стихийного бедствия. Необходимость правового регулирования выделяет и Николай Кондратенко. Бассейновые управления, по его убеждению, должны снова стать федеральной структурой, и никто не должен принимать решения на их территории, ими должен управлять единый центр, то есть нужно пересмотреть существующую систему управления водными ресурсами, так как «вода не знает административных границ».

Николай ЛАШКЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала