Через Бенские пороги

С каждым днём на дорогах мы встречаем всё больше причудливых внедорожников на огромных колёсах с железными бамперами, дополнительными фарами, больше похожих на монстров, нежели на автомобили. Причиной этому стало стремительно развивающееся движение любителей внедорожного спорта. Каждый месяц по всей России проводятся соревнования по преодолению бездорожья на автомобилях: от любительских до профессиональных чемпионатов и кубков. Но это только одна сторона медали. Не менее интересными и увлекательными приключениями являются экспедиции, маршруты которых проходят зачастую там, где вместо дорог только направления. Именно чувство свободы действий и передвижения и толкает многих на покупку автомобилей, не подходящих для ежедневного использования в городе.

Так, в июне клуб любителей внедорожников «JeepFest» стал организатором экспедиции «Бенские пороги». Это название она получила в честь красивейшего места, где река Волга ниспадает вниз на три метра, образовывая причудливые перекаты. Добраться до Бенских порогов и стало целью участников экспедиции.

Общая протяжённость маршрута, который проходил через два крупных города Волоколамска и Ржева, — около 600 километров. Далее путь лежал по старым военным дорогам, вне какой бы то ни было цивилизации. На три дня экипажи попали в автономное существование и должны были заранее позаботиться о запасах топлива, провианта, наличии расширенной аптечки и техническом состоянии автомобиля. Все эти пункты подлежали обязательной проверке организаторами перед стартом, ведь в условиях удалённости от населённых пунктов случиться может всякое.

Идея этой экспедиции родилась несколько лет назад при изучении истории Ржевского района в период Великой Отечественной войны. Цифры погибших в «Ржевском котле», — а это по разным данным более двух миллионов человек, — трагичны. Именно тогда было принято решение организовать экспедицию по местам сражений и установить небольшой мемориал памяти погибшим от внедорожного движения России. А затем сделать эту экспедицию ежегодной для поддержания мемориала в достойном состоянии.

Итак, настал день старта. Из Москвы погода проводила участников экспедиции проливным дождём, что было расценено как знак к удаче, а на месте первой ночёвки нас уже встретило настоящее лето, которое не покидало до самого окончания экспедиции. Место стоянки было выбрано не случайно. Именно там началось одно из самых больших и кровопролитных танковых сражений, а на высоком берегу реки мы установили и торжественно открыли мемориал памяти погибшим.

Следующий день экспедиции был интересен сразу несколькими маршрутами. Одна группа отправилась к большой братской могиле, где захоронены пять с половиной тысяч солдат. Дороги практически не осталось, и добраться туда можно только на хорошо подготовленном вездеходе. Вторая группа по более лёгкому маршруту посетила старинную церковь, полуразрушенную в войну, и огромный военный мемориал в деревне Полунино. Неприятный сюрприз ожидал нас на месте второй ночёвки — первая группа застряла на маршруте и выбралась только к четырём утра, но задание было выполнено, и цветы были возложены.

Несмотря на ночные приключения, маршрут следующего дня был пройден на одном дыхании. Тем более, что большая часть его проходила по берегу Волги, и от красот природы захватывало дух. На маршруте было несколько заброшенных деревень, однако многие из них постепенно «оживают», строятся дороги, возобновляются линии электропередач.

К вечеру все добрались до финишного лагеря на «Бенских порогах». На этот раз тверские болота не смогли затянуть в свои сети ни один экипаж. За общим вечерним костром участники обменялись впечатлениями и договорились встретиться через год, чтобы повторить это увлекательное путешествие.

Константин ЖУРАВЛЁВ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала