Майя и «Шапка Мономаха»

О главной героине его скульптур Андрей Вознесенский писал: «Это балерина ритмов ХХ века. Ей не среди лебедей танцевать, а среди автомашин и лебёдок!». Речь о Майе Плисецкой, скульптурный портрет которой украсил плакат выставки Виктора Митрошина в Государственном геологическом музее РАН имени Вернадского.

Живописцев и скульпторов всегда манил Париж. Иные десятилетиями мыкались от Монмартра до Монпарнаса, но ни единой персональной выставки в этой Мекке художников не удостоились. Митрошин же въехал в Париж на джипе, добравшись туда, не зная языка и не ведая дороги. Бывалому русскому парижанину, композитору Родиону Щедрину принадлежат щедрые слова: «Виктор Митрошин — первый скульптор XX столетия». Не будет преувеличением сказать, что в Париже он оставил заметный след: одна из его скульптур признана символом ЮНЕСКО, где проходила его персональная выставка. Митрошину принадлежит и лауреатство в конкурсе на лучший проект памятника Сергею Дягилеву во французской столице (интересно, что для этой статуи позировал его земляк, челябинский литейщик).

Для скульптора такого уровня вроде не должно быть загвоздок с показом работ в самых знаменитых московских залах. Он же предпочёл, хоть и околоманежный, но не слишком известный геологический музей. Не побывав на выставке не понять, что общего и близкого у скульптуры с минералами. Ларчик открывается просто, ибо суть одного из творческих тезисов Митрошина в том, чтобы удивлять не только публику, но и самого себя. А уж здесь Мать-природа, как известно, на выдумки хитра… Взять хотя бы серебряно-хрустального африканского зверя, шея которого — натуральный кристалл, а голова и тело изваяны из благородного металла! Впрочем, главное на выставке — волны. На центральной, по моему разумению, работе — скульптурном портрете Плисецкой — волнистый каскад волос, словно предчувствие предстоящего прыжка-полёта. Танцовщице посвящена и работа «Майя-лебедь», в которой угадывается гордая птица, отталкивающаяся от волн перед уходом в высь. В статуэтке «Колумб» волну олицетворяет синий лазурит, над которым уносится за горизонт первооткрыватель, как бы срастивший себя с парусами.

Московские просторы работами Митрошина пока что не избалованы, хотя дебют не за горами. В парке, который заменит в Зарядье снесённую гостиницу «Россия», должен появиться памятник-фонтан великому правителю Древней Руси — «Шапка Мономаха». Со времён фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ в столице ничего подобного не появлялось…

Олег ДЗЮБА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала