Интеграционный геокультурный союз

Идея Владимира Путина о создании Евразийского союза, объединяющего постсоветские государства в новую, влиятельную интеграционную структуру, соединённая с широко известными интеграционными инициативами президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, поддержана не только в России, но и во многих бывших сёстрах-республиках СССР. В первую очередь речь идёт о союзе экономическом. Однако, как известно, любое практическое дело покоится на духовном фундаменте, культуре, народных традициях. Именно это в Евразийском проекте самое важное, считает президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий РУЗИН.

— Очевидно, что создаваемый Евразийский союз будет прочным и успешным, если это будет союз не только экономик, союз, скрепляемый не только дружбой политиков, но и союз народов. С каждым годом значение культурно-информационного компонента возрастает. Это объективный процесс. Но сегодня, когда интеграция приобрела необратимый характер, когда в политике и экономике необходимо решать иные задачи, переходить к иному качеству, эта сфера, на мой взгляд, не соответствует новым вызовам. Где здесь новые формы сотрудничества, которые говорили бы о грядущем Евразийском союзе? Где проекты, наполняющие телерадиоэфир, экраны кинотеатров, пространство Интернета евразийским содержанием? Евразийство сегодня не принадлежит ни одной партии. Это идеология интеграции. И в этом смысле евразийство является общим достоянием наших стран и народов.

Однако, например, в медийной сфере стран Содружества нет заметных инициатив и проектов, которые продвигали бы интеграционный процесс. Единый ценностный багаж народов, общая культурная память — необходимые составные части политического и экономического сотрудничества, залог их поступательного развития.

— Вы поддерживаете мысль, что прежде чем объединяться экономически и политически, необходимо восстановить культурное объединение народов, наладить более тесное взаимообогащение культур — на цивилизационном уровне?

— Без сомнения, это так. К 2015 году должен появиться Евразийский экономический союз... Но если мы не дополним это экономическое пространство общим культурно-информационным содержанием, если мы будем всё дальше расходиться ментально, идейно, ценностно, то затрещат и экономика, и политическое сотрудничество.

Мы должны предпринять гигантские усилия, ведь природа не терпит пустоты. Если какое-то пространство становится пустым, то оно сразу же заполняется чем-то другим. И культурно-информационное пространство — не исключение. Это касается всей проблематики наших культур, ценностей, нашей совместной истории, наших героев. И крайне важно для России, Казахстана, Беларуси, других государств постсоветского пространства не позволить занять это пространство чему-то чужому. Необходимо активно наполнять его общими смыслами, смыслом общей истории, общих ценностей, общей экономики и, что, может быть, самое важное — смыслом общего будущего. Именно на это и направлена деятельность Академии в ценностном плане.

— Насколько эффективную роль в этом процессе может играть деятельность общественных организаций, в частности Евразийская академия телевидения и радио?

— Уверен, дальнейшая реализация экономических инициатив не будет успешной без учета состояния именно этой, дольше всех устоявшей перед распадом культурно-исторической основы. И здесь нужно поддерживать и продвигать все общественные инициативы по ее укреплению и совершенствованию.

Наша Евразийская академия телевидения и радио (ЕАТР) много делает в этом направлении. По признанию наших коллег из стран СНГ, она уже превратилась в международное сообщество авторитетных специалистов в разных областях массмедиа. Особенно активна деятельность на фестивальном, научно-академическом направлениях, а также как центра прикладных инициатив в сфере международных медиа. Академия стала заметной в качестве генератора конкретных медиапроектов, которые практически влияют на качество функционирования медиа как минимум в тех странах, которые представлены в Академии. Также мы много лет занимаемся организацией практического сотрудничества стран СНГ и стран Шанхайской организации сотрудничества.

Академия — некоммерческая организация, объединяющая профессионалов медиасферы всех стран СНГ, Восточной и Южной Европы, Китая, Израиля и некоторых других стран. Она родилась в 2001 году — как итог проведения крупнейших медиа-событий в Содружестве Евразийских телефорумов, проходящих в Москве с 1998 года. В прошлом году в Москве успешно прошёл уже 13-й подобный форум.

Программа каждого из них включает в себя творческий конкурс по всем жанрам телевидения: игровые и документальные работы, информационные и публицистические, развлекательные и детские — весь набор, присутствующий в эфире. Помимо этого проходит международный конгресс, на котором обсуждают актуальные вопросы, волнующие профессиональное сообщество. Также проходят отдельные тематические конкурсы. Например, специальный конкурс, посвящённый детской проблематике и её воплощению на телевидении. Каждый год в программе мероприятия, представляющие телевидение и кинематограф стран-участниц: вечера кино и телевидения разных стран мира… В этом году XIV Евразийский телефорум будет посвящён сотрудничеству медиаиндустрии стран Содружества, в его рамках впервые пройдёт форум сотрудничества телевидения и кино России и Казахстана.

Телефорум — по сути, единственная площадка, где можно познакомиться с культурно-информационным пространством стран СНГ. Именно здесь реально происходит рождение совместных проектов, создание нового языка творческого общения. На этом общем базисе взаимопонимания мы и определяем главную задачу Академии — переход от отдельных инициативных проектов к системному сотрудничеству. Сегодня для этого уже есть и политические, и экономические условия. Готово к этому и профессиональное сообщество, объединенное в ЕАТР.

— Помимо «родного» телефорума Академия участвует в каких-либо других подобных мероприятиях?

— Да, мы участвуем во многих фестивалях. Ведь наша задача — не только объединить профессионалов, но и создать условия для перехода от «жажды общения» к «жажде деятельности» — созданию совместных проектов в сфере телевидения, кинематографа, СМИ. И на этом пути нам удалось достичь определённых результатов.

Так, создан совместный казахстано-российский документальный цикл «Лики Евразии» — пять фильмов, посвящённых деятелям культуры, науки, государственным деятелям Казахстана, которые были тесно связаны с Россией, с евразийской идеей. Или азербайджано-российская игровая картина известного режиссёра, народного артиста Азербайджана Вагифа Мустафаева «Национальная бомба», удостоенная Гран-при фестиваля стран СНГ и Балтии в Смоленске и фестиваля комедии «Улыбнись, Россия», а также наград других международных смотров. Мы провели в Пекине, Шанхае и дважды в Москве четыре форума сотрудничества телевидения России и Китая, в которых участвовали и наши коллеги из Беларуси, Украины, Казахстана, Болгарии…

Страны, которые недостаточно знают друг друга, теряют и в экономическом, и в культурном развитии. Расширение контактов в культурно-информационной сфере — это есть и расширение, и укрепление экономических контактов и, естественно, что это работает и на улучшение политической атмосферы, утепление политического климата между нашими странами.

— Насколько сейчас важно расширение контактов именно в сфере культуры?

— Большой интеграционный союз создается, прежде всего, в геокультурном пространстве. СНГ выполняло функцию «цивилизованного развода» (хотя эта формулировка не является всеобъемлющей), и уже в силу этого, а также в силу исторической инерции, то есть сохранения ощущения цивилизационной и культурной общности не проявляло системной заботы о развитии сотрудничества в культурно-информационной сфере. Казавшееся незыблемым духовное единство дало множество трещин и разломов, и отсутствие целенаправленной культурно-информационной составляющей приводит сейчас к торможению интеграционных процессов.

Культурно-информационная, гуманитарная деятельность становится в мире всё более заметной экономической составляющей. Например, в валовом продукте США продукция кино- и телеиндустрии уже сегодня составляет семь—восемь процентов, и это громадные цифры. В нашей стране — менее одного процента, и, наверное, пройдёт ещё несколько лет, когда появится какая-то цифра после запятой.

Расширение многосторонних контактов, создание совместных проектов, выход российского продукта на международный рынок, безусловно, должны и будут составлять всё более весомую часть нашей экономики. Здесь занята активная часть творческой интеллигенции и молодёжи. Это, как правило, мелкий и средний бизнес, который хоть и является творчески масштабным, но по своим финансовым оборотам попадает скорее в этот сектор экономики. Поэтому он нуждается в патронаже со стороны государства, в частности для продвижения на международные рынки, которые сегодня явно недостаточны. А поддержка государством творческой части нашей молодёжи вообще крайне важна.

К сожалению, только МИД России помогает и достаточно активно поддерживает нашу деятельность. Так, министерство вовлечено в важный для нас проект — проведение в Севастополе патриотического фестиваля «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ», по сути, единственного в мире посвящённого Победе в Великой Отечественной. В начале мая он прошёл уже восьмой год подряд с участием представителей из 17 стран. Именно здесь и появились идеи создания новых совместных проектов на военную тему. Так, китайский продюсер предложил создать проект об участии китайцев в строительных войсках во время Великой Отечественной войны на территории Украины и Беларуси…

— Вы тесно сотрудничаете с Китаем. Как обстоят дела там?

— Культурно-информационная сфера в Китае составляет заметную часть экономики. Например, анимационная индустрия производит громадное количество фильмов и сериалов — около 3000 часов мультипликации. Это индустрия, которая завоёвывает и будет завоёвывать международные рынки. В нашей стране подобное, к сожалению, вчистую отсутствует. Имея выдающихся мастеров анимации, мы не можем выйти на отечественные и международные рынки с сильной, интересной массовой продукцией. И лишь в объединении усилий, в совместных проектах есть возможность достичь желаемого результата. Кстати, сейчас ведётся подготовка к запуску четырёх совместных проектов, игровых и документальных, на основе предложений российской стороны.

Не так давно встречались с коллегами из Чехии — руководителями фестиваля «Злата Прага», замечательного, известного в мире форума музыкальных развлекательных программ, в котором Академия участвует уже несколько лет, и работы наших коллег завоёвывали призы. Говорили о создании совместных музыкальных, кино- и телепроектов. Вспоминали конкретного, объединяющего Россию и Чехию мастера Эдуарда Направника, замечательного дирижёра и композитора, чеха по национальности, жившего и работавшего в Санкт-Петербурге, история жизни которого достойна стать основой одной из таких совместных работ.

— С какими ещё европейскими странами вы сотрудничаете?

— В основном это страны Восточной и Южной Европы. Наши академики есть в Польше, в Венгрии, в Болгарии. В частности, сейчас создаём с болгарскими коллегами, по их инициативе, очень интересный проект «Оружие Востока». В нём будут принимать участие партнёры из Китая, России, Болгарии и Казахстана. Намечаются контакты с Грецией. Во встречах Академии постоянно участвуют коллеги из Сербии и Черногории…

— Какой вам как специалисту видится нынешняя ситуация с прокатом отечественной кинопродукции?

— Если говорить о прокате в кинотеатрах отечественного кино, то уже пройдена точка, когда мы говорили о том, что нельзя вводить квоту по примеру Франции, квотировать, ограничивать показ зарубежной продукции в кинотеатрах, о том, что это будет мешать развитию современной киносети, вкладыванию денег и так далее. У нас уже есть достаточное количество экранов и продолжают строиться новые. В крупных городах их количество становится более-менее достаточным, но в средних и малых городах их ещё нужно создавать. Но как раз для бизнеса это уже не представляет интереса.

Да, сегодня экраны заполнены в основном зарубежной продукцией, и пробиться российскому фильму на российский экран весьма непросто. И, наверное, все-таки стоит вернуться к французскому опыту. Нужно квотирование зарубежной продукции на российском кино- и телеэкране. Во Франции именно телеканалы являются главными инвесторами во французское кинопроизводство… Без сомнения, нынешняя ситуация в российском кинопрокате и на телерынке нуждается в изменении.

— В настоящее время достаточно широко обсуждается тема становления российского цифрового телевидения. На какой стадии оно находится в России, какие вы видите проблемы и перспективы?

— Технико-экономической проблематикой занимается много различных комиссий, занимается эффективно, профессионально. Но практически никто не решает проблему наполнения контентом и интересами зрителя на этом пространстве.

Несколько лет назад было проведено социологическое исследование на тему, чем недоволен зритель. Оказалось, что более всего раздражает чрезмерное засилье рекламы, на втором месте — обилие сцен насилия и жестокости. И когда за счет налогов в наши дома придут эти каналы в цифровом формате, возможно, было бы со стороны сообщества зрителей-налогоплательщиков внесение дополнительных требований к лицензированию — хотя бы по ограничению рекламы и сцен насилия. По числу последних, к слову, мы уже вдвое превзошли американское телевидение… Когда-то Никита Сергеевич Хрущёв ставил задачу «догнать и перегнать», так вот мы догнали и перегнали не там, где следует. Хорошо бы вдвое превысить, догнать и перегнать в позитивном аспекте, в других сферах и областях.

— Каково ваше отношение к начавшемуся процессу создания Общественного телевидения? Нет ли здесь противоречия с огромным существующим телевизионным холдингом ВГТРК, являющимся государственным, т.е., по сути, общественным?

— Конечно, было бы лучше, если инициатива по созданию Общественного ТВ была бы реализована хотя бы на десять лет раньше, хотя в то время этому помешала и слабость гражданских институтов. Тогда, возможно, и телевидение, и общество были бы сегодня уже иными. Общественное ТВ, несомненно, оказало бы позитивное влияние на уровень зрелости гражданского общества. Но этого не произошло. Думаю, что ни власть, ни общество не были готовы… Сегодня такое Общественное ТВ создаётся, и считаю, что такой шаг надо приветствовать.

К сожалению, у нас скорее имеется видимость разнообразия телеканалов (особенно федеральных), которые объединяет лишь гиперразвлечение. Потому миссия Общественного телевидения должна заключаться в возвращении в эфир общественного мнения.

Да, первоначально это будет, скорее, общественно-государственное телевидение. И гражданскому обществу надо будет ещё побороться, чтобы это ТВ действительно стало общественным. Это и открывает новую дорогу возможностей. И обществу надо эту дорогу пройти. Бертольд Брехт как-то сказал: «Если вы боретесь, вы можете проиграть, если вы не боретесь, вы уже проиграли».

Ну а тем, кто беспокоится об отсутствии соответствующего контента, можно с уверенностью сказать, — будет создано Общественное ТВ, появится и соответствующий контент. Не раньше и не позже.

— Вы упомянули об обилии насилия и жестокости на нашем ТВ. При этом давно уже идут споры относительно создания Общественного наблюдательного совета за нравственностью, в частности на телевидении, основной прайм-таймовский «контент» которого не способствует укреплению моральных принципов общества и его нравственного здоровья. Как вы относитесь к идее общественного контроля за ТВ, например, по типу британского или французского?

— Каким-то странным образом происходит сопротивление введению нравственных ограничений на ТВ со стороны либеральной части общества. Мол, опять цензура. Да нет же, наоборот, ограничение показа сцен жестокости, насилия, убийств, категорического запрета на любую пропаганду наркотиков — это есть защитная реакция общества на повсеместно господствующую бизнес-модель нашего телевидения, не имеющую никаких нравственных опор и ограничений, равнозначную неограниченной вседозволенности.

Ведь защищает себя общество от возможного проникновения на рынок не проверенных, не прошедших соответствующую систему профессиональных и государственных фильтров лекарственных средств — в интересах физического здоровья граждан. Где же фильтры, защищающие наши души? Особенно детские души… Нам скажут, что, в отличие от лекарств, здесь размыты критерии, да и кто будет их устанавливать? Во-первых, имеется обширный международный опыт. Во-вторых, надо начинать с вещей безусловных. Там, где наука, общественная практика дают чёткие критерии. Но начинать надо, ибо всё более нетерпимо иметь телевидение, опасное для здоровья общества. Например, когда какой-нибудь рокер поёт песню, воспевающую романтику наркотиков. Надо ли бояться в этом случае нравственных ограничений? Мне кажется, что они необходимы.

Открытие фестиваля «Победили вместе». Севастополь, 2012 г.

«Круглый стол» 13-го ЕТФ в Госдуме, ноябрь 2011 г.

Подписание протокола о сотрудничестве по проекту «Мощь Востока». Пекин, август 2011 г.

Фестиваль «Семья России». Иркутск, 2012 г.

Беседовал Сергей ТРУСЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала