Гуманитарный мост между народами

Проблемы формирования единой образовательной системы и роль русского языка в межнациональных отношениях на постсоветском пространстве были в центре внимания участников пленарного заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Тема «Гуманитарные основы интеграционных процессов на постсоветском пространстве» привлекла многих видных политиков, дипломатов, литераторов, учёных.

Предваряя дискуссию, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что гуманитарное сотрудничество, основанное на духовной общности народов СНГ, носит немалый прикладной характер. «Отдельно хочу остановиться на укреплении роли русского языка в межнациональных отношениях, — сказала она, заметив, что бурное развитие интеграционных процессов в СНГ не подкрепляется соответствующим уровнем распространения русского языка. — Вот почему в последнее время мы активно наращиваем усилия по продвижению русского языка в мире и особенно на постсоветском пространстве». Между тем даже в России в новых образовательных стандартах предмет «чтение» в начальной школе заметно сокращён. Весьма спорно и введение интегрированного курса русского языка и литературы для старших классов, в результате чего эти предметы становятся как бы конкурентами. Получается, что если больше читаешь, то меньше пишешь и наоборот. Остро стоит и проблема доступности книг из-за высоких цен.

Много проблем остаётся в сфере единого образовательного пространства, хотя сделано в этой области немало. Межпарламентская ассамблея СНГ приняла модельные законы в сфере образования, что особенно важно для развития единого образовательного пространства. Созданный при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества Открытый университет СНГ ещё в 2010 году принял первых магистрантов из 8 стран Содружества. В прошлом году увеличилось количество иностранных студентов в российских вузах, приняты законы о взаимном признании документов об образовании. В то же время остаётся острой проблема низких стипендий и запрета на работу иностранных студентов в России. Эти вопросы не устраняет и активно обсуждаемый сейчас проект закона об образовании. Валентина Матвиенко считает, что иностранным студентам нужно разрешить работать в студенческих отрядах во время каникул, а также в малых предприятиях, создаваемых вузами, возможно, и в других местах. По её словам, это может быть поводом для внесения серьёзной поправки при будущем рассмотрении проекта закона. В случае её принятия иностранные студенты получат возможность отличной производственной практики, да и материальная поддержка лишней не будет, поскольку к нам приезжают отнюдь не только студенты из состоятельных семей…

Рамки намеченного повесткой дня разговора эмоционально расширил в своём выступлении академик РАН Евгений Примаков, обративший внимание на то, что интеграции в масштабе Содружества должно помочь разрешение многих непростых проблем России как преобладающей по размерам части постсоветского пространства. Главное, что сплачивает Россию, это единая экономика, — констатировал Примаков. Однако без прочной гуманитарной основы в таком многонациональном государстве неизбежно развитие дезинтеграционных процессов. По его мнению, далеко не отлажено взаимодействие национальных культур. Все заинтересованы в создании общероссийской культуры, но её формирование не может быть достигнуто за счёт ассимиляции немногочисленных народов, с незапамятных времён населяющих нашу страну. Общероссийская культура создаётся лишь путём сохранения и развития национальных культур. Напомнив о появившейся в пору существования СССР «великой плеяде» писателей, композиторов, художников, представлявших разные народы Советского Союза, академик не обошёлся без вопроса — неужели народы современной России обеднели талантами? И тут же ответил на него, обратив внимание на то, что ныне практически пропал интерес к развитию межкультурных отношений. Этой теме сопутствует необходимость воспитания взаимной терпимости к различным религиям народов России. В советское время это обеспечивалось атеистической пропагандой и антирелигиозной практикой. В современной России этого нет и быть не может. Евгений Примаков в этой связи выделил роль СМИ. «Думаю, что погоня за сенсациями должна быть в этих случаях исключена самоцензурой журналистов», — сказал Евгений Примаков.

Сходные во многом тезисы озвучил заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Рамазан Абдулатипов, предложивший понятие культурно-нравственной безопасности СНГ. Постсоветское пространство должно стать большим гуманитарным пространством, что особенно важно с учётом того, что за последние 20 лет «все увлеклись собою» и забыли о солидарности и сотрудничестве. Он назвал лжепатриотизм, национал-популизм и шовинизм врагами национальных культур и культурного сотрудничества.

Многие выступающие вновь и вновь возвращались к проблеме русского языка, открывая в ней всё новые грани. Чрезвычайный и Полномочный посол Армении в РФ Олег Есаян, назвав русскую культуру главным мостом, связывающим культуры других народов СНГ, говорил, что более широкое изучение русского языка должно быть обусловлено необходимостью использовать его, а значит, подразумевает необходимость постоянно действующих мероприятий, во время которых без русского языка не обойтись. В этом смысле высказался и заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ Иосиф Кобзон, предложивший вспомнить, каким успехом пользовались в былые времена постоянные декады культуры и искусств разных народов в Москве и в республиках СССР.

Многие отмечали интерес к русской речи, но заодно выяснилось, что с её изучением связано немало отнюдь не языковых препятствий. Директор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Юрий Прохоров не без тревоги рассказал, что тяготение к русскому языку налицо, но откликнуться на него бывает не всегда просто, так «мы сами часто создаём себе трудности даже в этом благородном деле». Суть в том, что с 1972 года институт проводит Международную олимпиаду школьников по русскому языку, на которую приглашаются только победители национальных олимпиад. Пять лучших участников могут выбирать для продолжения образования любой институт или университет России по специальности «русский язык и литература». Каждый год в институт приезжает в бакалавриат кто-нибудь из победителей. Однако само проведение институтом олимпиад нередко оказывается под вопросом: от института требуют, чтобы это право он доказал на конкурсной основе. А на конкурсах побеждает тот, кто обещает всё организовать подешевле. Однажды некая фирма выиграла право проводить подобный смотр в масштабе стран СНГ и Балтии, у Прохорова начались телефонные звонки из посольств, из министерств с просьбами проконсультировать: а можно ли доверять своих юных граждан никому не ведомым организаторам. Сам же институт сомнений не вызывает, поскольку все знают, что в нём всё есть для безопасного обитания в мегаполисе. Сходная ситуация с выпуском журнала «Русский язык за рубежом». Нужна государственная — в том числе и финансовая! — поддержка для создания устойчивой системы повышения их квалификации. Сейчас они нередко могут рассчитывать только на самих себя. А ведь многие из них уже почти 20 лет в России не бывали.

Отклик на выступление Юрия Прохорова последовал немедленно. Сразу после закрытия прений к нему подошёл президент фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, предложив подготовить программу переподготовки зарубежных русистов. Лёд может тронуться быстро. Возможны подвижки на уровне корректировки законов. Недаром Валентина Матвиенко сказала на кратком брифинге для прессы, что все предложения будут изучены и вслед этим последуют действия в парламенте, обращения в министерства или ведомства. Среди предложений, заинтересовавших Председателя Совета Федерации, — идея введения в школьные программы курса, позволяющего ученикам познакомиться с культурами других народов.

Олег ДЗЮБА

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала