Билет до Газимура

Одним прекрасным июньским днём над забайкальским посёлком Газимурский Завод разнёсся длинный басовитый гудок. Этот доселе не привычный для местных жителей звук известил — на не существующую ещё пока станцию железной дороги Нарын — Лугокан прибывает первый поезд, открывая тем самым рабочее движение по новой ветке.

На торжественном митинге по случаю завершения строительства новой железнодорожной линии Нарын – Газимурский Завод строители вручили символический ключ губернатору Забайкальского края

На торжественный митинг пришли целыми семьями, каждый со своими ожиданиями: детям не терпелось увидеть настоящий тепловоз, взрослые с азартом спорили, действительно ли на этом пустыре через полгода вместо зелёного вагончика появится современное здание железнодорожного вокзала...

Ничто не могло помешать празднику — ни тучи, грозившие собравшимся проливным дождём, ни ветер, сбивающий с ног. Организаторы торжества были готовы ко всему и предусмотрительно закрепили сцену, приторочив её растяжками к многотонным самосвалам. Ведь этого дня ждали давно, и он наступил.

Более трёх лет шло грандиозное строительство, и вот, наконец, в торжественной обстановке при участии губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина, представителей заказчика и генподрядчика строительства — ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» было уложено «золотое звено».

Чтобы это событие состоялось, была проделана поистине грандиозная работа. Три с половиной года назад Главэкспертиза России выдала положительное заключение на проект строительства в Забайкалье железной дороги Нарын - Лугокан, разработанный генеральным проектировщиком — ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ».

Изначально планировалось, что новая железнодорожная линия Забайкальской железной дороги соединит с Транссибом пять крупнейших месторождений полезных ископаемых, сосредоточенных на юго-востоке края. Богатейшие запасы золота, молибдена, меди, свинца, цинка, железной руды стали объектом внимания ОАО ГМК «Норильский никель», который приобрёл лицензии на их разработку. Работы было решено осуществить на началах государственно-частного партнёрства. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ), ставшего ответственным исполнителем строительства дороги, и «Норникель» подписали инвестиционное соглашение. Согласно ему общая стоимость проекта составляла без малого 71 млрд. рублей, из которых 69% планировал выделить Инвестиционный фонд, а остальную сумму обязался вложить горно-металлургический комбинат.

Строители приступили к работе в декабре 2008 года, а уже 9 февраля 2010-го на станцию Александровский Завод прибыл первый рабочий поезд.

За 13 месяцев подразделения Корпорации и её субподрядчики уложили 131 км верхнего строения пути, отсыпали 5,7 млн. м3 земляного полотна, построили 25 мостов, 3 путепровода и уложили 14 железобетонных водопропускных труб и 102 металлические гофрированные водопропускные трубы.

Но тут в полной мере сказались последствия разразившегося экономического кризиса. Руководство ОАО ГМК «Норильский никель» оценило как перспективные только Быстринское и Бугдаинское полиметаллические месторождения, тем самым поставив под вопрос полноту финансирования строительства частным партнёром. Минтранс РФ объявил, что рассматривает вопрос о корректировке проекта, но без его «заморозки».

Потянулись долгие месяцы неясности, когда судьба новой дороги висела буквально на волоске. На свой страх и риск, а главное — на свои оборотные средства — «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» содержала не распущенные в расчёте на лучшие времена, задействованные на строительстве подразделения (около 3 000 человек и более 700 единиц техники), вела подготовительные работы. И проект, в отличие от многих, смог пережить кризис, во многом благодаря упорству и настойчивости губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина и генерального директора Корпорации Ефима Басина, которые, несмотря ни что, убеждали власть в необходимости продолжить строительство. Они были услышаны. И 25 октября 2010 года распоряжением правительства в паспорт проекта были внесены изменения. Протяжённость дороги сократилась до 226 км, а доля Инфестфонда выросла до 75 процентов.

Второй этап строительства, хотя и короче предыдущего (94,5 км основного хода против 131), однако потребовал больших усилий. Об этом говорят и специалисты ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ».

— Различия серьёзные, — поясняет Виктор Пересада, главный специалист компании. — Участок Александровский Завод — Газимурский Завод короче, но куда более сложный, потому что трасса строящейся дороги проходит по сопкам и горам. Грунт в основном скальный, искусственные сооружения более сложные и инженерно-насыщенные.

— В первой части были небольшие водные препятствия, — дополняет Виталий Шабалин, ведущий инженер обособленного подразделения компании, — а здесь река Газимур. Мы её пересекали в четырёх местах. Надо было строить большие мосты, потому что река сильно разливается. Самый большой мост длиною 234 метра построен как раз на этом участке.

Производственные вопросы решались быстро и своевременно, укладка рельсо-шпальной решётки не останавливалась. Строители обещали открыть Укладка «золотого звена» рабочее движение в начале июня и уложились в срок. Соблюдая все традиции, золотой ключ от железной дороги Нарын — Лугокан заместитель генерального директора Корпорации Владимир Багданович вручил губернатору Забайкальского края Равилю Гениатулину.

Всего же за 42 месяца строители переработали порядка 20 млн кубометров грунта, через непредсказуемые реки Забайкалья «перекинули» 58 мостов, уложили более 160 металлических гофрированных водопропускных труб.

В Забайкальском крае новую железнодорожную ветку Нарын — Лугокан не случайно называют малым БАМом. Ведь это крупнейший на сегодня проект государственно-частного партнёрства. Его реализация, пуск в эксплуатацию новых горно-обогатительных комбинатов открывает для Забайкальского края новые широкие перспективы социально-экономического развития. Но уже и в ходе строительства регион ощутил заметные плоды от развернувшейся работы. Все подразделения, принимающие участие в строительстве, сразу же встали на учёт в местных налоговых органах. Сельхозпроизводители прилегающих к новой дороге районов получили стабильных потребителей своей продукции — ведь требовалось накормить три тысячи человек.

Совместно с ГУ «Служба Единого Заказчика» произвели ремонт автомобильной дороги, «Борзя — Александровский Завод», заменили два практически разрушенных моста на 3 новые водопропускные металлические гофрированные трубы. Строители не раз помогали районным школам, детским садам в проведении новогодних праздников, приобретали для детей новогодние подарки, финансировали спортивные мероприятия. Например, Борзинской школе-интернату заготовили сено, выделили ёмкости на три тонны под дизельное топливо, оснастили бытовой техникой, музыкальными инструментами. А к детскому дому «Светлячок» проложили новую теплотрассу.

— Дорога — это жизнь, — сказал на торжественной церемонии открытия рабочего движения губернатор края Равиль Гениатулин. — Дорога вообще для всех жизнь, а для меня особенно, потому что этот проект, когда он только прорабатывался, был чем-то из области фантастики. Но вот, любая мечта осуществляется, если объединяются усилия. Дорога построена. Это дорога в будущее…

Пока ещё сложно представить, как преобразится станция Газимурский Завод, когда будут уложены ещё станционных 14 путей, возведены здания вокзала, вагонное депо, ремонтный цех, подведено электричество. Пройдёт ещё немного времени, и купить билет, сесть в поезд или встретить приезжающих станет здесь будничным делом.

А сегодня у газимурзаводцев праздник. Цветы, флаги, транспаранты. На уцепившейся за КАМАЗы сцене поют и танцуют артисты из читинского ансамбля «Забайкальские узоры». И кто-то из музыкантов, уже отыгравший свой номер и аккуратно укладывающий кофр с баяном в багажник видавшего виды автобуса, сказал своему коллеге: «А ведь следующий раз мы сюда наверняка приедем уже по железной дороге…»

Юлия МАРКЕЛОВА. Москва — Чита — Газимурский Завод — Москва

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала