Российская глубинка — наш шанс

Народный артист СССР Вячеслав Гордеев — выдающийся российский танцовщик и хореограф, высокие творческие достижения которого известны далеко за пределами нашей страны. Взлёт его артистической карьеры пришёлся на 70-е—80-е годы прошлого столетия в Большом театре, где он с первого выхода на прославленную сцену сразу же сумел заявить о себе как о яркой звезде на небосклоне мирового балета. Критики не скупились на эпитеты, отмечая в его танце благородство формы, высокую техническую точность, уверенность, стремление найти и донести до зрителя своё индивидуальное прочтение того или иного образа. Максималист по натуре ещё со времён учёбы в хореографическом училище, он, восходя по творческой лестнице, настойчиво и целеустремлённо проявлял себя в различных ипостасях. Причём не только хореографического свойства. На пике сценической карьеры Гордеев поступает в МГУ на факультет журналистики (диплом об окончании журфака позволяет ему с полным правом проявить себя в качестве члена редколлегии профессионального журнала «Балет»). А дальше сказалось раннее увлечение педагогикой — он оканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне РАТИ) и, несмотря на большую занятость в театре даёт согласие возглавить ансамбль «Классический балет», впоследствии создав на его основе Московский Государственный театр «Русский балет». Руководя им более четверти века, Гордеев вывел коллектив в число самых знаменитых балетных трупп мира. Не случайно ещё в 1992 году после триумфальных гастролей коллектива по Европе Гордееву был присуждён приз «Лучший хореограф года», а затем спецприз самого Мориса Бежара.

— Вячеслав Михайлович, почему именно «русский», ведь, если судить по афише, в репертуаре театра немало зарубежных балетов и композиций?

— Начинался он как ансамбль «Классический балет» из 16 танцовщиков, созданный замечательной балериной Большого театра Ириной Викторовной Тихомирновой. На склоне лет, когда нездоровье вынудило её искать преемника, она неожиданно выбрала меня. Возможно, это доверие объяснялось тем, что я уже успел на базе этого коллектива провести несколько своих творческих вечеров. Впоследствии я переименовал ансамбль в «Московский балет», и под этим звонким названием мы объездили с гастролями немало стран и континентов.

Поначалу, конечно, мы ограничивались на гастролях показом концертных номеров — целые спектакли тогда нам были ещё не по плечу. Но в концертных номерах уже на 90 процентов просматривались образцы высокого классического балета. Я много тогда ставил номеров к всевозможным праздникам, памятным датам и т.д. Площадки были самые престижные: концертный зал «Россия», Дворец съездов, «Олимпийский»… Постепенно через освоение фрагментов из классических балетов мы двигались к пониманию необходимости собственных полнометражных спектаклей. Фрагменты-то ведь были из самой что ни на есть балетной классики: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спящая красавица»… Обратите внимание — сплошь русская классика. И вот когда наш репертуар, наконец, обогатился постановками именно русских балетов, стала очевидной масштабность и направленность нашего коллектива, так что мы с полным правом его назвали «Русский балет».

Уже с самого начала своей творческой биографии «Русский балет» стал заметным явлением не только у нас, но и за рубежом. В конце 80-х издание «Ди Вельт» (ФРГ) не поскупилось назвать коллектив «самым драгоценным в художественном смысле экспортом, который Советский Союз в настоящее время осуществляет. В качестве послов на Западе и в США звёзды-танцовщики, которыми руководит В. Гордеев, могут получить не меньше симпатии и признания, чем Горбачёв со своими идеями «перестройки». Кстати, в Германии, где «Русский балет» всегда ждут с нетерпением, он стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне.

Английская «Вестерн Морнинг Ньюс» признаётся: «Редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». Театр, названный журналом «Джорнэл» «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импрессарио. К многочисленным наградам труппы присовокупились Золотые медали итальянских городов Ченто и Мирандола, несколько городов Франции, США и Мексики избрали артистов «Русского балета» своими почётными гражданами.

— Руководимый вами, Вячеслав Михайлович, коллектив, как и подобает областному театру, значительную часть своих гастрольных поездок дарит Подмосковью. И хотя язык балета достаточно специфичен — он недоступен порой и городскому жителю, «Русскому балету» удалось достичь взаимопонимания со зрителем области. Поделитесь секретом.

— Здесь необходим некоторый экскурс в историю. Много лет назад, когда я был членом комитета комсомола Большого театра, мы организовывали шефские концерты в областных центрах, включая, естественно, и Подмосковье. Хорошо запомнил, например, как, возвращаясь из длительных гастролей по Японии, остановились в Хабаровске, чтобы совершить своеобразный марш-бросок по городам края — известно ведь, что наше искусство раньше принадлежало народу. Это сейчас непонятно, кому. В то время подобными гастролями в регионы мы с энтузиазмом внедряли балетное искусство в массы, приобщая людей к высокому искусству.

В этом ещё более убедился, когда в Большой театр стали наезжать автобусы с поклонниками балета из Подмосковья, а почту ГАБТа переполняли восторженные письма наших зрителей. Так что теперь публика уже подготовлена к встрече с балетом — те давние комсомольские гастроли не пропали втуне. Люди там уже не тяготятся вежливым высиживанием спектакля от первого до последнего «па». Сегодня мы вывозим в Подмосковье спектакли нередко под конкретный выбор тамошней публики. И куда бы мы ни приехали с «Лебединым озером», «Дон Кихотом» или «Щелкунчиком», всюду нас ждёт горячий прием.

Добавим, что недавно в Серпухове завершился уже четвёртый по счёту традиционный областной конкурс классического танца «Пируэты Подмосковья». В этом году заявки подали 230 участников из 26 городов и районов Подмосковья. Они выступили в конкурсных номерах в трёх возрастных группах: от 10 до 14 лет, от 14 до 18 лет, от 18 до 25 лет. Юные танцоры состязались на новеньком высококлассном специализированном покрытии, специально приобретённом для этого случая серпуховским ДК «Россия». Естественно, жюри конкурса возглавлял один из его основателей Вячеслав Михайлович Гордеев.

— Даже для москвичей сегодня балет часто не слишком доступен из-за порой заоблачных цен на спектакли. Как этот вопрос решается для зрителей области?

— Вы знаете, мы об этом подумали. Создан и действует Фонд Гордеева, который позволяет иногда проводить и бесплатные спектакли, что, кстати, нам финорганы запрещают делать. Распространяем билеты в организациях, учебных заведениях по вполне доступной — от ста до трехсот рублей — цене. И обязательно на все спектакли предусматриваем квоту для малоимущих — ветеранов, пенсионеров. Так, в свое время в Сергиевом Посаде, который я курировал как депутат Мособлдумы, мы выступали в честь юбилея Пенсионного фонда России, и наши спектакли посетили зрители, которым выделили билеты ветеранские организации.

Есть у нас понимание того, что ветеранов войны с каждым годом становится всё меньше, и отказать им в приглашении на наши выступления просто не имеем никакого человеческого права.

— У тех, кто читает эти строки, наверняка может возникнуть вопрос: а как же вы содержите столь большой коллектив, учитывая вашу эту, по сути, подвижническую деятельность?

— Артисты нашего театра получают фиксированную зарплату, и это в первую очередь благодаря вниманию, которое уделяет коллективу руководство области. Посмотрите, сколько в Подмосковье открылось новых концертных площадок. Есть четыре отличных зала, которым может позавидовать не один регион России. За последнее время значительно улучшилась база спортивная, активно работают музеи, библиотеки. А в Хотьково, что под Сергиевым Посадом, есть школа поистине XXI века. Задача фонда моего имени в ближайшем будущем построить в Сергиевом Посаде театр, которого городу явно не хватает, и лицей, где детишек будут обучать музыке, театру, живописи и т. д. Не исключаю и постройку рядом с лицеем храма. Я вообще считаю Подмосковье своеобразным духовным центром страны. В одном из газетных интервью Вячеслав Михайлович сделал признание, что как столичный житель убедился: в регионах России народ и искреннее, и восприимчивее к высокому искусству, культуре, чем в Москве.

— Возьмите, к примеру, Сергиев Посад — там регулярно проводятся фестивали и конкурсы духовно-патриотического кино, духовно-патриотической песни. Скажите, где в Москве сегодня подобный конкурс может пройти? Обсмеют же поклонники попсы. Лучше смотреть на бегающих со спущенными штанами, растущих как грибы «звезд». Или возьмите Дворец съездов. Когда-то он, был второй сценой Большого театра, вполне доступной населению. Сегодня же его отдали под коммерческие мероприятия по заоблачным ценам. Конечно, они больше денег дают, поскольку у каждого представителя новой масс-культуры есть свои спонсоры. Ну, нравится нашим нуворишам это, вот они и сорят деньгами. Но разве это и есть уровень культуры, достойный нашей великой страны? Её образованности? Разве это может стать вектором нашего духовного развития?

— Как-то не хочется завершать нашу беседу на столь пессимистичной ноте? Вы верите, что всё изменится в лучшую сторону?

— Верю, но начнутся эти изменения с глубинки — поверьте моему опыту. Это наш шанс…

Беседовал Анатолий ЖУРИН. Фото Анны МЕЛЕХОВОЙ

Вячеслав ГОРДЕЕВ

Советский и российский солист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1984). В 1968— 1989 — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством выдающегося педагога Алексея Варламова. В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. Работал художественным руководителем балета Большого театра, затем — Екатеринбургского театра оперы и балета. Был депутатом Мособлдумы (зампредседателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодёжи и туризма). Член Комиссии Союза театральных деятелей РФ по хореографии. В 2010 году учредил Некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева».

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала