Регионы осваивают новые политические технологии

В последнее время много говорится о необходимости организации и проведении широкого диалога между властью и обществом практически по всем наиболее значимым для жизни страны вопросам. Сделать это не всегда просто. Однако, если привлечь существующие современные информационные технологии, то решение этой задачи вполне может стать реальностью.

Сам термин — политический аутсорсинг — и заложенная в нём технология исследования мнения максимально большого количества людей — вещи для России относительно новые, хотя и получившие уже в стране некоторое распространение. Старт этому процессу дал Дмитрий Медведев в бытность свою Президентом страны, когда в феврале 2011 года поддержал инициативу по организации общественного обсуждения законопроектов, о чём и подписал соответствующий Указ. Согласно этому документу органы государственного управления оказались обязаны выносить на публичное обсуждение в Интернете разрабатываемые ими законопроекты. Оказавшиеся первыми в череде обсуждаемых законопроекты «О полиции» и «О госзакупках» вызвали огромное количество откликов россиян.

Вскоре после старта в Рунете процесс народного законотворчества, использующий потенциал неравнодушных людей, распространился на самые разные площадки: от созданных официальными госструктурами до отраслевых и корпоративных.

И вот теперь настал момент формировать новую политическую реальность уже и в регионах, перенеся туда накопленный опыт общественного законотворчества. Так считает член Совета Федерации от Республики Северная Осетия-Алания Олег Хацаев, предложивший публичную оферту в законотворчестве жителям своего региона. Недавно, видя насущную необходимость во внедрении технологии политического краудсорсинга в работу сенаторов на местах, он запустил собственную интернет-площадку «Общественная инициатива сенатора» и призвал к публичному обсуждению законопроектов широкий круг активных пользователей Интернета в Осетии.

Логика действий Олега Хацаева понятна и прозрачна. Методика привлечения коллективного разума к решению профессиональных проблем даёт возможность совместной работы неограниченному числу незнакомых людей, которые сообща ищут решения, внося свои идеи и комментируя предложения других. Такой подход к поиску оригинальных решений в законотворчестве сделал его ещё более общедоступным, транслирующим реальный «голос народа». По мнению сенатора, для региональной публичной политики появление такого ресурса, который станет не просто площадкой для выражения собственного мнения, но и инструментом влияния на принятие решений государственного масштаба, формирующих жизнь региона, — безусловный плюс.

Более того, полагает он, если миссия сенатора в Совете Федерации — представлять и отстаивать интересы жителей своего региона, то создание краудсорсинговой виртуальной площадки позволит ему привлечь общественность и к обсуждению законопроектов и участию в формировании повестки дня палаты регионов. «Я создаю ресурс для тех, кто готов участвовать в формировании политики, хочет работать в команде над изменениями в законодательстве, которые позволят сделать жизнь в республике лучше», — заявил он в беседе с корреспондентом «РФ сегодня».

Причём Олег Хацаев уверен, что именно такое проектирование будущего в государственных масштабах может стать максимально приближённым к действительности. «Обсуждая повестку дня работы Совета Федерации с жителями республики, можно планировать и включать в нашу деятельность ключевые вопросы, актуальные для региона, — констатирует Олег Хацаев. — В каждом регионе свои проблемы, и о них оперативнее можно узнавать, если есть входящая информация. А её-то как раз и даст постоянный диалог сенатора с жителями своего субъекта Федерации».

Рассчитывает автор проекта на участие не только местных политиков, представителей органов государственной и муниципальной власти, но, главное, талантливых и неравнодушных людей, экспертов в юриспруденции, экономике и социальной политике, а также заинтересованных граждан, вовлечённых в обсуждаемые проблемы.

«Вот недавно, — рассуждает сенатор, — был принят нужный и важный закон об обеспечении жильём детей-сирот. Но при его реализации в регионах возникли проблемы с расчётом стоимости жилплощади. И чем это обернулось сегодня? Тем, что огромное количество детей-сирот оказалось без жилья, которое гарантировано им по закону. Вступающая в жизнь молодёжь, и без того обездоленная судьбой, оказалась фактически на улице. Государственные власти в регионах не в состоянии выполнить свои обязательства. А вот если бы законопроект предварительно широко обсуждался с участием тех госслужащих, кто будет его исполнять, и владеющих полной информацией в этой сфере, то в окончательной редакции закон получился бы более привязанным к регионам».

Первая тема, которая предложена в Северной Осетии на широкое общественное обсуждение Олегом Хацаевым, — реализация проекта «Доступная среда». Тут, считает он, приоритетным является не мнение чиновников, а вовлечённых в проблему людей — самих инвалидов, родителей детей с ограниченными возможностями, медиков и социальных работников. Причём, и на этом сенатор заостряет особое внимание, для каждого региона может и должен находиться пакет собственных решений, возможность реализации которых должна быть закреплена законодательно.

Так, с помощью современных интернет-технологий, изменяется система управления в государстве. В Сети сегодня формируется проект нового социального устройства страны, выстраивается менеджмент взаимоотношений власти и общества, считает сенатор. Процесс изменений уже запущен. И это неизбежно. «Государству и гражданам необходимы сегодня новые идеи по созданию эффективно действующего управления, сближение позиций власти и гражданского общества, и именно в этом суть государственного краудсорсинга, — говорит Олег Хацаев. — Роль же профессиональных политиков в том, чтобы формулировать вопросы, предложенные большинством, и искать аргументированные профессионалами варианты их решения».

Если краудсорсинговые проекты из отдельных региональных инициатив превратятся для представителей регионов в структурах федеральной власти в неотъемлемую часть работы, то можно будет говорить об общем для регионов страны портале народного законотворчества, на котором будет реализована новая модель партнёрства власти и гражданского общества.

Николай ДОРОФЕЕВ

Краудсорсинг — вовлечение через компьютерные сети множество людей для совместной деятельности, передача определённых функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты. Другими словами, это привлечение коллективного разума к решению проблем, прежде составлявших компетенцию узкого круга чиновников и аффилированных с ними экспертов. Такой подход к решению сложных задач не нов, однако лишь Интернет сделал этот метод дешёвым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний, позволив использовать инициативу и интеллект «сетевой толпы». Некоторые эксперты уже называют краудсорсинг неизбежной необходимостью в выстраивании новой модели управления на мировом, национальном и даже региональном уровне.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала