Дума о контроле

6 июля Государственная Дума рассмотрит в первом чтении два альтернативных законопроекта — «О парламентском контроле в Российской Федерации». О его необходимости в прошлом номере журнала высказалась автор одного из этих документов председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Сегодня своё мнение высказывают авторы альтернативного законопроекта — член того же комитета, кандидат исторических наук Дмитрий ГОРОВЦОВ и доктор юридических наук, профессор, депутат Госдумы I и II созывов Олег МИРОНОВ.

К сожалению, в стране нет единого, базового закона о парламентском контроле. Впрочем, как нет в основополагающих законах и термина «парламентский контроль», что придётся сегодня определять в первую очередь.

Законопроект Ирины Яровой сводит в единую систему формы контроля, которые отражены в Конституции и текущем законодательстве. Его статья 6 содержит элементы нового. К таковым, например, относится направление и отзыв представителей палат Федерального Собрания РФ в организациях, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Здесь, на наш взгляд, следует конкретизировать формулировку, сказав «создаваемые органами государственной власти Российской Федерации» (пункт 14 части 1 статьи 6).

Рациональные положения содержатся в статье 7 — о подготовке подзаконных нормативных правовых актов (часть 1), о результатах антикоррупционной экспертизы (часть 2), о предоставлении отчётов федеральными министрами (иными должностными лицами) при рассмотрении федеральных законов о федеральном бюджете (часть 3). Воспринимаются благожелательно и законодательные положения, которые предопределяют и детализируют принцип своевременной гласности о результатах и последствиях парламентского контроля (часть 1 статьи 3).

Наряду с бесспорно положительными моментами документ имеет ряд недостатков. Отсутствие главы об основах парламентского контроля законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по нашему мнению, недостаточно чётко определяет суть законопроекта и говорит не столько о парламентском контроле в Российской Федерации, сколько о парламентском контроле Федерального Собрания России, то есть название закона не соответствует его содержанию. Вряд ли обоснованно в систему парламентского контроля включать представительные органы муниципальных образований. Их контрольная деятельность важна и необходима, но это не парламентский контроль, который присущ именно парламентским органам. Нет парламента — нет и парламентского контроля.

К субъектам парламентского контроля отнесены в законопроекте парламентские комиссии по расследованию резонансных фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. По сути, эта норма отсылает к закону «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ». К сожалению, он показал свою неэффективность. Хотя бы уже тем, что «за» принятие решения о проведении парламентского расследования должны проголосовать обе палаты... Вряд ли такую громоздкую и малоэффективную процедуру следует воспроизводить в новом законе. Это приведёт к тому, что закон о парламентском контроле будет, а парламентского контроля — нет.

На наш взгляд, во второй главе — «Отдельные формы парламентского контроля» слишком детально регламентируется проведение «правительственного часа». В законе должно быть закреплено главное — обязанность министров и должностных лиц в обязательном порядке являться на заседания палат, проводящих «правительственный час». В законе может быть норма и о решениях, которые принимаются сенаторами и депутатами в рамках «правительственного часа». Всё остальное — регламентные нормы, которыми вряд ли оправданно перегружать закон. Обращает внимание и внутренняя несогласованность некоторых положений законопроекта. Так, например, его целью в статье 1 объявляется обеспечение исполнения законодательства, в статье 5 — обеспечение соблюдения законодательства, а в статье 2 — уже обеспечение соблюдения, исполнения и применения Конституции РФ и иного законодательства. Несомненно, что отмеченные небрежности желательно устранить.

Безусловно, представленный Ириной Яровой законопроект являет собой лишь эскиз будущего закона о парламентском контроле. В прошлом созыве Государственной Думы по инициативе Геннадия Гудкова группа ведущих специалистов в области конституционного права подготовила проект федерального закона «О парламентском контроле в Российской Федерации». Он внесён депутатами различных фракций, широко обсуждался общественностью, в том числе и на международных конференциях, получил положительные отзывы законодательных органов ряда субъектов Федерации. На наш взгляд, было бы конструктивно совместить оба законопроекта, позаимствовав из каждого положительное, рациональное и представить на суд палаты один качественный текст очень нужного стране закона.

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала