Владимир Путин: «Совет Федерации призван выражать общие интересы всех жителей регионов»

Владимир Путин отметил, что взаимодействие правительства с парламентом вообще и в том числе с верхней палатой — «чрезвычайно важная составляющая эффективной работы, деятельности государства». Уверен, сказал Президент, что мы продолжим такую же тесную и партнёрскую работу и в будущем.

В работе 318-го пленарного заседания Совета Федерации принял участие Президент России Владимир Путин. Приветствуя его, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала: «Для нас это уникальная возможность сверить свои часы, скоординировать направления законотворческой деятельности с целями и приоритетами нового этапа развития России». После чего попросила Президента «сделать хорошей традицией ежегодное выступление в Совете Федерации для того, чтобы мы могли в таком формате иметь возможность вести с Вами диалог».

Рассказывая о делах в палате регионов, спикер отметила изменение её структуры, что сказалось на эффективности работы, о широком общественном обсуждении роли и места Совета Федерации в государственном строительстве и законотворческом процессе. «90 тысяч человек приняли участие в этой дискуссии, сообщила Валентина Матвиенко. — Мы получили очень много ценных, интересных и полезных предложений, которые учли и переформатировали нашу работу». Прошло также широкое обсуждение законопроекта о новом порядке формирования палаты регионов.

Месяц назад Совет Федерации и Государственная Дума создали объединённый Совет законодателей России. Как заявила Валентина Матвиенко, «руководители законодательных органов субъектов Федерации очень одобрительно отнеслись к этому решению». Интересно прошло уже первое заседание. В ходе его многие председатели парламентов регионов просили передать Президенту просьбу принять участие в следующем заседании, которое состоится осенью.

— К сожалению, — подчеркнула Валентина Матвиенко, — наше федеральное законодательство всё больше как бы склоняется к унитарному законодательству, в то время когда мы являемся федеративным, многонациональным государством. Мы должны оставлять большую степень свободы региональным парламентам для принятия своих законов с учётом специфики того или иного региона, его особенностей, и поэтому теперь каждый закон проходит тщательную экспертизу, проверяется, не ущемляются ли интересы регионов.

Продолжая рассказ о новшествах в работе палаты, её спикер сообщила, что введены так называемые региональные недели, в течение которых члены Совета Федерации встречаются с населением, коллегами в парламенте, с членами правительства, которые их делегировали. Выявленные таким образом острые проблемы выносятся на парламентские слушания, на расширенные заседания комитетов, а рекомендации по их решению направляются в соответствующие министерства, в правительство. Как пример одной из таких проблем, которые настойчиво предлагал решить Совет Федерации, было бедственное состояние многих военных городков. И проведённое за день до приезда Президента в палату регионов председателем правительства Дмитрием Медведевым совещание по передаче военных городков субъектам Федерации должно, наконец, сдвинуть дело с мёртвой точки.

Коснулась Валентина Матвиенко и межпарламентского сотрудничества. Сейчас Совет Федерации вместе с Государственной Думой ведёт масштабную подготовку к проведению в конце января 2013 года во Владивостоке 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума и, как его председатель, спикер палаты регионов пригласила Президента принять в нём участие.

Новый закон о Совете Федерации

Своё выступление перед сенаторами Владимир Путин начал с заявления о том, что взаимодействие правительства с парламентом вообще и в том числе с верхней палатой — «чрезвычайно важная составляющая эффективной работы, деятельности государства». Уверен, сказал Президент, что мы продолжим такую же тесную и партнёрскую работу и в будущем.

Говоря о том, что все ключевые решения власти, базовые законопроекты должны проходить через широкое гражданское обсуждение, через общественный аудит, Президент заявил:

— В этой связи должно возрасти и значение самого Совета Федерации, прежде всего как палаты регионов, призванной опираться на мнение субъектов Российской Федерации, цивилизованно отстаивать их интересы при формировании федерального правового поля, вносить в повестку законодательной работы именно те вопросы, которые в наибольшей степени волнуют жителей российских регионов, городов, посёлков, муниципалитетов, субъектов в целом.

Коснувшись работы обновлённого Совета законодателей, Владимир Путин подчеркнул, что важнейшей его задачей «должно стать взаимодействие с региональными органами законодательной власти, выявление и распространение лучших законодательных практик в субъектах Федерации. На самом деле именно региональные законодательные инициативы способны послужить серьёзным фактором развития нашего законодательства. Я знаю, что далеко не всегда они проходят или чаще всего не проходят, и знаю вашу позицию по этому вопросу. Тем не менее, нужно работать и с Госдумой, и с Правительством, нужно работать над качеством этих законодательных инициатив, помогать нашим коллегам в регионах с тем, чтобы их предложения были оформлены в качественный законодательный, законотворческий продукт. Проблемы, которые ставят регионы, идут непосредственно от жизни, опираются, как правило, на мнения жителей конкретных территорий, городов и посёлков».

Затем Президент подробно рассказал о законопроекте, определяющем новый порядок формирования Совета Федерации, который он только что подписал и внёс в парламент. Прежде всего, отметил Владимир Путин, сенаторский корпус должен состоять из людей, непосредственно связанных с регионами. Кроме того, существовавшая процедура выдвижения кандидатов давала подчас поводы для различных спекуляций, и от этого нужно уйти. Единственно правильное решение заключается в том, что Совет Федерации должен формироваться с учетом волеизъявления избирателей.

Проект закона, внесённого Президентом, предусматривает, что соискатель должности губернатора должен представить на суд избирателей и три кандидатуры потенциальных членов Совета Федерации. Тот, за кого будет отдано больше голосов, и станет представителем исполнительной власти региона. А в члены Совета Федерации от законодательной власти предлагается делегировать только из состава депутатов региональных парламентов.

Президент отметил ещё ряд важных моментов внесённого им законопроекта. Прекращение полномочий сенатора по инициативе губернатора или Законодательного собрания теперь не допускается. Далее. Будущий член Совета Федерации должен в течение пяти лет, предшествующих выдвижению на пост сенатора, постоянно проживать на территории соответствующего субъекта. На действующих сенаторов это не распространяется — процесс кадрового обновления будет идти постепенно. Сохраняется также непартийный характер верхней палаты.

Выступившие затем три члена Совета Федерации поблагодарили Президента за внесённый им законопроект, отметили важность ряда его положений. Кроме того, председатель Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина подчеркнула значимость подписанных главой государства документов, касающихся защиты детей. После чего Валентина Матвиенко заметила: «Мы вообще не договаривались, что будут вопросы, Владимир Владимирович. Но вот есть два желающих задать вопросы».

Помнить свою историю, дорожить ею

Первым открыл серию вопросов член Совета Федерации от исполнительной власти Челябинской области Руслан Гаттаров. Он один из самых молодых представителей регионов и, видимо, потому его интересовало, с какого возраста по новому закону может гражданин стать членом Совета Федерации. «Тот законопроект, который мы обсуждали, подразумевал повышение возраста на пять лет: с 30 до 35. Я лично выступал против этого. Какой возраст определён в том законопроекте, который внесли Вы?» Президент ответил: 21 год, что было встречено аплодисментами.

Развёрнутый вопрос задал сенатор от Ярославской области Анатолий Лисицын. Через полтора года мировое сообщество будет отмечать столетие с начала Первой мировой войны. Россия в ней потеряла более трех миллионов своих солдат на полях Европы. Но этой войны нет в нашей истории, нет в наших учебниках, нет даже памятной даты, нет даже места, где можно было бы положить цветы в память погибших. Я четыре года занимаюсь этой проблемой на полях Западной Украины, в Сербии, и в принципе нужны какие-то государственные шаги для того, чтобы подготовиться к этому событию. И надо вернуть эту войну в нашу историю, правду эту всю восстановить надо. И нужна какая-то государственная комиссия или комитет, который должен бы заняться этой проблемой.

И, в этой связи, хотел бы обратиться с просьбой помочь решить проблему белградского некрополя. Это самое крупное в Европе захоронение Первой мировой войны, где только одних генералов царской армии захоронено 124 человека. Мы этот проект ведём с Единой Россией, Единой партией Сербии, и сейчас, когда проектная документация уже вышла, и мы должны решить вопросы финансирования, возник ряд разногласий. Предлагается исключить, допустим, Иверскую часовню, звонницу убрать и только привести в порядок захоронения. Вот здесь хотелось бы Вашу помощь получить.

— Анатолий Иванович, согласен полностью, — заявил Президент. — Переговорю обязательно с правительством. Думаю, что мы этот объём финансирования восстановим, уверен, что деньги небольшие, а вопрос важный.

Это забытая война. Забыта она понятно почему. Наша страна многого достигла в советский период времени, это очевидный факт, но есть вещи, которые тоже являются очевидными. Эту войну называли империалистической в советское время. Чем Вторая мировая война отличается от первой, по сути, не понятно. Никакой разницы на самом деле нет. Но я думаю, что замалчивали её не потому, что её обозвали империалистической, хотя речь шла, прежде всего, о геополитических интересах стран, вовлечённых в конфликт. Замалчивали её совсем по другим причинам. Мы почти не задумываемся над тем, что произошло. Наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества! Мы проиграли проигравшей Германии. По сути, капитулировали перед ней, а она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой. И это результат национального предательства тогдашнего руководства страны. Это очевидно, они боялись этого, не хотели об этом говорить, замалчивали это и несли на себе этот крест.

Они искупили свою вину перед страной в ходе Второй мировой войны — Великой Отечественной — это правда. Сейчас не будем говорить о цене, это другой вопрос, но и замалчивали её именно по этим соображениям. Да ведь и цена какая была этого поражения! Что мы потеряли после того, как капитулировали! Огромные территории, огромные интересы страны были отданы, положены непонятно ради партийных интересов только одной группы, которая хотела стабилизировать свое положение у власти. Но время прошло, сейчас нужно вернуться к этому, потому что люди, которые отдали свои жизни за интересы России, не должны быть забыты.

Я был во Франции, где мы памятник устанавливали русским солдатам, воевавшим во Франции, и ветераны тогда вспоминали, как победители шли по центру Парижа, а наши воины, которые героически сражались на фронтах Первой мировой войны, стояли в стороне и плакали. Эта несправедливость должна быть ликвидирована, я полностью с вами согласен. Давайте реализуем ваши предложения, давайте сделаем ту комиссию, которая поработает над этим основательно и серьёзно.

Но Президент не только соглашался с идеями сенаторов. Что-то поддерживал, что-то оспаривал. В результате шла живая, не заорганизованная дискуссия. Представитель от исполнительной власти Пермского края Александр Починок предложил создать вместо полутора сотен разных законов социальной направленности Социальный кодекс и выходить из кризиса, не урезая социальные траты. Владимир Путин согласился: можно кодифицировать законы. Но при этом предупредил: нельзя «создавать из России большой собес». «Наша главная цель — повышение производительности труда. И в этой связи мы должны и социальную, и трудовую сферы настраивать таким образом, чтобы каждый на своём месте и страна в целом были конкурентоспособными».

Совсем не поддержал идею сенатора от Калининградской области Николая Власенко дать возможность члену Совета Федерации приостанавливать действие принятого парламентом закона, если он противоречит интересам субъекта. «У каждого региона, — сказал Владимир Путин, — есть свои особенности и свои интересы. На уровне федерального законодателя нужно минимизировать эти разногласия и сводить принимаемые решения к каким-то оптимальным компромиссам. Но если компромисс в результате тяжёлой, изнурительной работы достигнут, а потом один из членов парламента скажет: «А я его останавливаю», — это же мы просто остановим весь законотворческий процесс».

Вместе с тем, согласился он с тревогой члена Совета Федерации от Брянской области Людмилы Нарусовой, которая, вернувшись к проекту закона о новом порядке формирования палаты регионов, высказала опасение, что определённые олигархические или криминальные структуры, финансируя предвыборную кампанию губернатора, могут потребовать для своего представителя место сенатора.

— Я разделяю ваши опасения, — сказал Президент. — И единственное, что внушает здесь определённый оптимизм, — это то, что всё-таки, когда будущие кандидаты в губернаторы выходят сами на выборы и рядом с собой ставят трёх человек — потенциальных кандидатов на кресло члена Совета Федерации, то всё-таки это публичная сфера. И поставить рядом с собой в этот критический для него момент в ходе избирательной кампании малоавторитетного человека, хоть и с большими деньгами, я не знаю, пойдёт ли на это кандидат в губернаторы. Для него всё-таки важнее победить на выборах, чем удовлетворить амбиции тех, кто финансирует слева или справа его избирательную кампанию.

Такая угроза, на мой взгляд, есть, но она купируется этой публичностью процесса. Хотя надо подумать и над другими инструментами, которые бы полностью исключили развитие ситуации по тому сценарию, который Вы сейчас описали. Давайте посмотрим ещё раз, в ходе рассмотрения в Госдуме можно будет вернуться к этой части и посмотреть.

Поддержал Владимир Путин предложение сенатора от законодательной власти Челябинской области Константина Цыбко о внедрении энергосберегающих технологий прежде всего в государственных и муниципальных учреждениях, чтобы тем самым подать пример выгодности этого дела для населения. Согласился с предложением представителя в Совете Федерации от исполнительной власти Липецкой области Анатолия Лыскова включить в состав Совета по противодействию коррупции при Президенте России представителей обеих палат парламента. Подробно обсудил с членом палаты от исполнительной власти Нижегородской области Валерием Шнякиным положение в армии. «Нас пять братьев, — сказал сенатор. — Прослужили в общей сложности 150 лет. Но о таком положении, как сейчас с военнослужащими, кроме как со слезами на глазах и болью в сердце, говорить не могу». На уточняющий вопрос Президента, что он имеет в виду, сенатор перечислил ряд проблем. Обеспечение военнослужащих жильём. В прошлом году в Нижнем Новгороде закупили 700 с лишним квартир, а оформили 40 с небольшим. На шесть субъектов Федерации Минобороны определило всего три человека, которые должны заниматься оформлением. «Если такими темпами оформлять, как раз к окончанию Вашего второго срока всё получится». Следующий вопрос. На командно-штабных учениях офицеры и генералы питались сухим пайком. Горячую пищу никто не поставляет. Дальше. Одни и те же должности по-разному оплачиваются. Есть лейтенант, который получает 170 тысяч рублей, и есть полковник, у которого 17 тысяч. Проблемы военно-промышленного комплекса. Предприятия завалены заказами, это хорошо. Они заказы выполняют, но принимать их некому.

Так же подробно, по пунктам Президент ответил на все критические замечания. По поводу оформления жилья. Поручение министру обороны дано. Три дня назад он доложил, что количество пунктов оформления жилья для офицеров кардинальным образом увеличено. «Если вы считаете, что этого недостаточно, а я склонен верить вам, то обязательно к этому вернусь. Ну, просто обязательно! Считаю, что это одно из ключевых направлений работы в социальной сфере в Вооружённых силах».

Столь же основательно были рассмотрены и другие моменты. Например, о военной приёмке. «Её в своё время просто ликвидировали почти как класс. С Вами я полностью согласен. Её нужно восстанавливать. Потому что без эффективно работающей системы военной приёмки у нас большие проблемы с качеством военного оборудования».

«Идейка», которая не выдержала испытания жизнью

Любопытный разговор — именно разговор, а не просто вопрос — ответ, произошёл между представителем в палате от законодательной власти Ханты-Мансийского автономного округа Виктором Пичуговым и Владимиром Путиным. Сенатор, по его словам, «всю сознательную жизнь» отдал недропользованию. В итоге твёрдо убеждён, что нужна новая концепция воспроизводства минерально-сырьевой базы. Та программа, которая есть, не отвечает ни духу времени, ни интересам нашей страны. По последней информации, коммерческих запасов нефти в России осталось на 24 года. Государство должно заниматься поиском новых месторождений. В программе, которая есть, и намёка нет на то, что этим нужно заниматься государству. А никто в нашей «кладовке» государственной, кроме нас самих, разбираться не будет.

— Есть такая проблема, — сказал Владимир Путин. — Согласен с вами. Связано это исключительно с бюджетными ограничениями. Была такая идейка, что государственные усилия и государственное финансирование можно заменить частными. Вы знаете, я ваш полный единомышленник. Вопрос только в средствах. Давайте к этому ещё раз вернёмся.

Просто, когда правительство сидит (я знаю это очень хорошо) и верстает бюджет — всё надо: и дети нужны, и материнство нужно поддерживать, и пенсионерам нужно платить, и военным … И начинается вычёркивание. А вот когда доходит до минерально-сырьевой базы, сразу легче всего вычеркнуть, потому что, ну, вроде как и так всего достаточно.

Но Вы абсолютно правы, если мы хотим думать о будущем страны, о восстановлении минерально-сырьевой базы, то, конечно, нужно вкладывать именно государственные средства. Потом, может быть, отбивая их в будущем при передаче недропользователю. Давайте вернёмся к этому… Вы сформулируйте своё предложение ещё раз.

Разговаривая с сенатом, Президент касался не только тех проблем, которые поднимали члены палаты, но и представлял более широкую картину, как внутриэкономической жизни, так и касающихся России мировых коллизий. Например, отвечая на вопрос представителя в Совете Федерации от законодательной власти Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова по поводу того, на чьи деньги должен строиться и расширяться в городах метрополитен: на местные или федеральные, Владимир Путин сказал, что, конечно, одним городам это не потянуть, и здесь желательна бы помощь Центра.

— Но у Федерации тоже кошелёк не безразмерный, — отметил Президент и обрисовал ситуацию, в которой приходится действовать. — Есть два пути. Первый — это всем вместе на что-то сократить, а на метро дать. Давайте подумаем, на что сокращать. Второй путь, он неприемлемый, — это увеличить уровень дефицита бюджета и дестабилизировать нашу макроэкономическую политику. Это на сегодняшний день наше с вами довольно существенное преимущество по сравнению с нашими партнёрами практически во всем мире. У нас с вами в прошлом году был бездефицитный бюджет. Более того, у нас было 0,8 процента профицита. Таких стран с профицитным бюджетом из двадцатки — три: Россия с профицитом 0,8; Саудовская Аравия с профицитом 15 процентов и Южная Корея с профицитом 2,5 процента. Все остальные — с дефицитом.

Мы для себя решили, что у нас может быть дефицит, но уровень его должен быть небольшим, 1–1,5 процента максимум. Потому что для нашей развивающейся экономики другой уровень дефицита крайне опасен: мы начнём залезать в долги либо внутри страны, либо будем кредитоваться на международной арене.

Вы знаете, к чему привели долги некоторых стран мира. В Германии, это ведущая экономика Европы, кстати говоря, и ей тоже сейчас немного рейтинг понизили, уровень закредитованности — 85 процентов ВВП, во Франции — 86 или 87, в Италии — 90, в Соединённых Штатах — 104.

Поэтому любые вопросы, связанные с крупными тратами, а, безусловно, строительство метрополитена — крупные расходы, мы должны всегда взвешивать.

Вячеслав ЩЕПОТКИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала