Закон как лозунг

В № 9 «РФ сегодня» член Совета Федерации Виктор Лопатников в своей статье «Поможет ли культуре новый законопроект?» призвал к всестороннему обсуждению проекта закона о культуре.

Думаю, не я один считаю, что богатейшая российская культура выросла прежде всего благодаря её обращению к народности, соединённой с образованием и наиболее прогрессивным, чем на Западе, мировоззрением. Наши деятели культуры веками приобретали чувство меры, вырабатывали умение охватить взглядом целое.

Первоначально отношение к культуре как к самоцели было у жителей нашей древней страны родом проявления их жизненных идеалов, выросших, если так можно выразиться, на закваске свободолюбия. Однако ещё гениальный Александр Пушкин утверждал, что единственный возможный просветитель в России — государство. Только государство, его поддержка смогут действительно сделать так, чтобы россияне были образованны, высоконравственны, воспитывались на высочайших образцах наших литературы, музыки, живописи, театра. Очень точно мысль об основополагающей роли культуры в жизни общества выразил русский философ А. Карсавин, который отмечал, что «идея культуры определяет... государственность».

Как известно, ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят еще в 1992 году. На сегодняшний день в РФ 11 законов, регулирующих различные сферы культурной деятельности и энное количество подзаконных актов, в том числе на уровне постановления правительства. Понятно, что Закон 1992 года устарел.

Поэтому следует, на мой взгляд, создать мировоззренческий закон, который позволит отойти от институционального регулирования к регулированию взаимоотношений человека и культуры в целом. Именно в этом аспекте необходимо рассматривать основные положения законопроекта и правовой статус человека в культуре. Несмотря на то, что конституционная норма о праве на участие граждан в культурной жизни действует с 93-го года, ни одного нормативного воплощения этой нормы ни в одном нормативном акте до настоящего времени не сделано. Как человек должен войти в культуру? В новом законе право на участие в культурной жизни должно быть заявлено как одно из основных...

Приближается время, когда наши парламентарии должны будут принять федеральный закон «О культуре в Российской Федерации». Согласитесь, даже название звучит как-то слишком уж всеобъемлюще, как лозунг. Ведь о том, что такое культура, до сих пор спорят и политологи, и социологи, и представители многих других учёных братий. Есть три сферы культуры: художественно-этическая, познавательно-мировоззренческая и социо-нормативная. Сможет ли новый «Закон о культуре в Российской Федерации» охватить все эти три сферы и три формы? Честно говоря, сомневаюсь. Не буду скрывать от читателей мотивацию своего скептицизма. Начну со сфер. Вряд ли законодательно можно направить в эффективное русло познавательно-мировоззренческую сферу, в которую входят наука, философия и религия. Вера в Бога, философия, кстати, категории настолько личные, что нормотворчество в данном случае исключено. Или, например, «подправить» художественно-эстетическую сферу сейчас по определению невозможно; за окном капитализм, и частники от искусства формируют у населения конкретные эстетические представления, что приносит огромные барыши. Произошла и продолжается девальвация человеческой души. Сейчас то, чего мы когда-то стеснялись, стыдились, становится модным и популярным. И никакими грозными и умными законами мы не сможем привить социуму понятия, что негоже сморкаться на землю, мочиться за автобусной остановкой, бросать окурки не в урну.

В таких случаях должны действовать не законы, а осуждение со стороны общества, и для этой цели нужно нам самим изменить культуру образа жизни. Конечно, подобное пожелание оригинальным не назовёшь, и, уверен, до меня его многие высказывали. Но некоторые «традиционные культурные ценности», над которыми смеётся весь мир, россиянам надо выжигать калёным железом. Только от нас самих, а не от старых и новых законов, зависит создание в стране истинно культурной среды. Тем более фундамент для неё есть сверхнадёжный — культурное наследие наших предков — наследие, оказавшее позитивное влияние практически на все европейские государства. Кстати, в проекте нового закона очень чётко сформулированы многие правовые нормы, которые реально могут сохранить и эффективно развивать дальше единое культурное пространство РФ, богатейшее классическое наследие российской культуры.

Однако законы законами, а материальная основа для усиления культурного слоя российского общества сокращается. Так, «на культуру» в 2012 году государство выделяет 86,2 млрд рублей — на 1,8 млрд меньше, чем было выделено на 2011 год. Из колеи под названием «остаточный принцип финансирования», как образно выразился бывший министр культуры Андрей Соколов, мы не можем выйти.

Когда работники культуры получают зарплату ниже минимального размера оплаты труда, то о каком авторитете или приоритете вообще можно рассуждать?!. На фоне «бонусов» наших банкиров это из области фантастики. Годовые бонусы часто больше бюджетов культуры отдельных городов и районов регионов.

Точно и очень чётко заметил на одном из заседаний Никитского клуба главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей: «Культура в нашей стране — это отгороженная территория, гетто, подведомственное Министерству культуры, предназначенное для гениев или занятий, связанных с охраной памятников, развлекательных процессов, и точка. Получается, что экономика как бы в одном месте, а человеческий капитал — в другом. На таком фоне рассуждать об инновациях ... — казалось бы, как можно заниматься инновациями вне качественного развития человека?».

Посмотрите, как обострённо общество обсуждает новый закон «Об образовании»! Сколько копий было сломано о ЕГЭ, сколько мнений схлестнулись вокруг споров об авторитете учителя... Проблема образования стала общей социальной программой общества, она затронула многих, а вот в сфере культуры пока зияющая пустота.

Создание нового базового закона «О культуре» — веление времени. Необходимо создать хороший, дееспособный, работающий закон, который будет регулировать все вопросы культурной жизни в России. Это вопрос не узкоспециальный, не узкопрофильный, потому что касается всего общества. Но нельзя допустить, чтобы закон превратился в «лоскутное одеяло». Новый закон должен произвести прорыв в системе культуры, а не явиться механическим объединением нескольких законодательных актов и предложений.

Скажу откровенно: проект закона не вселяет надежды. Как показывает практика, чтобы сформировать толковый законопроект, необходимо объединение усилий всех ветвей власти и гражданского общества.

Заостряю внимание на следующем обстоятельстве. Когда речь идет о проблемах культурных систем, в которых функционируют миллионы человек, и обсуждается, как эти системы можно улучшить, мне представляется, что к этим вопросам следует подходить крайне осторожно. Нужно прежде всего понять суть намечаемых перемен, и только после этого выстраивать механизмы изменения, следуя принципу «не сделай хуже».

В заключение уместно вспомнить высказывание древнекитайского философа Конфуция, который утверждал, что для процветания государства необходимы три вещи: много хлеба, сильное войско и надлежащее состояние умов. Без сохранения культуры, образования и науки Россия просто не сможет стать сильным, экономически передовым и влиятельным государством. Ни одно общество и государство не могут развиваться без культуры. Культура может существовать и успешно развиваться только при заинтересованной поддержке общества и государства. Поэтому, какими бы чудо-законодательными актами нас не обеспечивали бы депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Правительство и Президент РФ, думаю, еще долго будет актуальна дилемма: либо мы должны измениться как отдельное общество и как часть человеческого сообщества, либо российской цивилизации суждено исчезнуть с планеты. Иного, я полагаю, не дано...

Валерий ЮДИН, кандидат политических наук,
помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала