Железные дороги объединяются

Железнодорожники Евразии решили объединить усилия, чтобы выиграть глобальную транспортную конкуренцию

Курортный город и предстоящая столица Зимних Олимпийских игр Сочи на прошлой неделе выступил в не очевидной для себя роли железнодорожной столицы континента. VII Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», традиционно проходящий здесь в конце мая, в этом году собрал необычайно широкое представительство делегатов из Европы, стран-участниц СНГ и государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Нынешний форум стал, на мой взгляд, настоящим прорывом во взаимоотношениях бизнеса и власти, — отметил в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. — Имею в виду присутствие в Сочи в этом году большой команды Минтранса и Минэкономразвития России (на форуме выступал замминистра транспорта РФ Николай Асаул), первого эшелона транспортных чиновников из Евросоюза, включая еврокомиссара г-на Калласа и министра транспорта Германии Петера Рамзауэра, представителей госорганов соответствующего уровня из стран СНГ».

Не удивительно, что ключевой темой этого форума была глобальная тема, а именно создание транс-евразийского транспортного коридора и привлечение всё большего грузопотока на экологичный железнодорожный транспорт. Так, в ходе одной из дискуссий форума президент и генеральный директор VR Group Ltd. (Железные дороги Финляндии) Микаель Аро напомнил, что политика Евросоюза в области транспорта предполагает увеличение грузооборота железных дорог.

«До 50 процентов перевозок грузов на расстояние 300–1000 км к 2050 году должны осуществляться поездами, в том числе для снижения вредного экологического воздействия на окружающую среду», — пояснил Микаель Аро. Однако сегодня ежегодный объём торговли между Европой и Азией оценивается в 600 млрд долларов, и лишь меньше 1 процента этого товарооборота перевозится железными дорогами.

«Более 95 процентов контейнерного трафика между Европой и Азией перемещается по морю. Это значительный крюк — путешествие кораблём из центральной Европы к восточному побережью Китая дважды превосходит расстояние и занимает в два раза дольше времени, чем поездка на поезде. Хотя морской транспорт значительно дешевле наземных альтернатив, — отметил в своей речи вице-президент Еврокомиссии и еврокомиссар по транспорту Сийм Калласс. — Пока железные дороги не превосходят морской или авиационный транспорт, но многое для этого может быть сделано. Если цель в том, чтобы создать более мягкий и эффективный маршрут, железные дороги могут стать решением задачи».

Многие участники форума отмечали, что развитие прямого товарообмена по суше затрудняют технологические различия в железных дорогах с шириной колеи 1435 мм (Европа и Азия) и 1520 мм (Россия, страны СНГ, Финляндия и Монголия), а также различия в правовых системах железнодорожного транспорта этих регионов. Для привлечения новых грузов и развития конкурентных преимуществ перед другими видами транспорта железным дорогам нужна успешная кооперация и гармонизация различных систем ЕС, стран-участниц СНГ и государств Азии.

При решении этих задач возможна реализация транзитного потенциала «Пространства 1520», которое является естественным сухопутным «мостом» между Европой и Азией. Проект «Пространство 1520» включает в себя железные дороги России, стран СНГ, Прибалтийских государств, включая Финляндию, а также Монголии, которым в наследство от Российской империи досталась пятифутовая железнодорожная колея шириной 1520 мм.

Сейчас существует несколько проектов, предполагающих развитие железных дорог этой системы как основы для транс-евразийских перевозок. Самый амбициозный из них — это строительство новой железнодорожной линии Кощице — Братислава — Вена длиной 390–430 км (в зависимости от варианта маршрута). Инвестиции в его реализацию оцениваются в 6 млрд. евро без учёта строительства терминалов и сопутствующей логистической инфраструктуры, а также затрат на модернизацию железнодорожных систем стран-участниц.

Участники форума отметили, что в результате реализации проекта сформируется единый устойчивый транспортный коридор длиной 10 000 км, что позволит наиболее эффективно перевозить грузы между Европой и Азией и приведет к повышению глобальной деловой активности.

Это может стать пилотной площадкой для повышения эффективности взаимодействия в области разработки единых технических стандартов, технологий, нормативного и правового регулирования, отметили участники форума. А сквозная перевозка грузов обеспечит европейским товарам более быстрый и легкий способ доставки на растущие рынки России, Украины, Казахстана. Тем не менее, для его реализации необходима масштабная работа по привлечению грузопотоков и инвестиций, а также принятие соответствующих политических и административных решений правительствами стран-участниц проекта.

Традиционно на форуме были подписаны контракты и соглашения по многим аспектам деятельности железнодорожного транспорта. По оценке президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в этом году подписание проходило в условиях «падения рубля, когда лихорадит европейские рынки, американские рынки». И, тем не менее, сумма подписанных контрактов превысила 120 миллиардов рублей. «Это свидетельствует о том, что участники этих соглашений верят в развитие и перспективу развития железнодорожного транспорта», — подчеркнул Владимир Якунин.

Всего было подписано 14 различных соглашений, в том числе на разработку и производство нового подвижного состава. Так ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг» и компания Caterpillar подписали соглашение о сотрудничестве в области организации производства маневрового газотепловоза; ОАО «РЖД» и ЗАО «Группа Синара» подписали соглашение о производстве и поставке маневровых тепловозов с гибридным приводом ТЭМ9Н; ОАО «Федеральная пассажирская компания» и Тверской вагоностроительный завод заключили соглашение о сотрудничестве в области создания двухэтажного пассажирского подвижного состава для межрегионального сообщения; ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» заключили договор на поставку 10 двухсекционных магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ25АМ; также было подписано соглашение о сотрудничестве ОАО «РЖД», ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» и ООО «Инновационное вагоностроение» в области развития контрейлерных технологий на железнодорожном транспорте.

Один из подписанных документов касался и развития пассажирской инфраструктуры железных дорог России. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС) и ОАО «Российские железные дороги» заключили соглашение о развитии территорий транспортно-пересадочных узлов. Планируется, что «РЖД» будет формировать и представлять фонду перечень вокзалов, на базе которых планируется развивать многофункциональные транспортно-пересадочные узлы. Фонд РЖС будет осуществлять целенаправленный подбор земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на прилегающих к ТПУ территориях, для их последующего вовлечения в состав имущества фонда и предоставления для комплексного освоения.

Дирекция железнодорожных вокзалов «РЖД» уже направила в фонд РЖС перечень «пилотных» проектов по развитию 62 ТПУ, расположенных в 38 субъектах РФ. В этот перечень вошли ж/д вокзалы в таких городах, как Астрахань, Самара, Грозный, Екатеринбург, Мурманск и др., а также железнодорожные узлы у станций метро в Москве — «Петровско-Разумовская», «Царицыно», «Тимирязевская», «Текстильщики». В соответствии с программой комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов эти вокзальные комплексы должны объединить на одной площадке услуги железнодорожного транспорта, городские и междугородние автобусные маршруты, доступные услуги такси.

Анатолий КАЛИНИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала