Тарифы пухнут, кошельки худеют

Что мешает ценам на жилищно-коммунальные услуги стать доступными и понятными населению

Тема «правительственного часа», прошедшего в Госдуме на одном из последних заседаний, возникла не спонтанно. Проблемы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг, электроэнергетики, пассажирских перевозок, в газовой отрасли и сегодня по-прежнему актуальны и остры. В этом году ежегодный традиционный рост цен на электричество, газ, воду и прочие коммунальные расходы населения впервые произошёл не в начале года, а ожидается лишь с середины лета. Когда власти принимали это решение, то, по всей вероятности, исходили из того, что лучше отложить этот тарифный «подарок» на более поздний срок, дабы не портить предрождественские и предвыборные настроения россиян.

Впрочем, опять же впервые скачок тарифов не будет столь значительным, как в прежние годы, когда ценовая шкала переваливала отметку в 20–25 процентов. В среднем с 1 июля услуги ЖКХ подорожают на 12 процентов, цены на газ вырастут до 15 процентов, примерно, как и квартплата для тех, кто проживает в неприватизированных квартирах. Определить точные цифры подросших платежей, а тем более свести их к общему знаменателю, крайне трудно, так как каждый регион устанавливает свои предельные коммунальные и «газово-электрические» тарифы, но они должны быть не выше общефедерального уровня. Так, тепловое снабжение должно подорожать на 5,6–6 процентов, водоснабжение на 4–6 и водоотведение (канализация) — до 6 процентов.

Однако, как утверждает общеизвестный рекламный слоган, это еще не все. В ряде регионов с 1 апреля уже были повышены тарифы на услуги телефонной связи — на 27 процентов и больше. В Минэкономразвития лежит письмо из Минтранспорта с предложением увеличить в следующем году тарифы на железнодорожную перевозку сразу на 11 процентов. Тариф на транспорт газа для независимых производителей предполагается поднять на 7 процентов…

Тарифное наступление идет по всем фронтам. Впрочем, недавно Росстат сообщил, что с начала года тарифы снизились на 0,1 процента, однако уже в мае они вновь выросли (на те же 0,1 процента), и дальше, по прогнозам экспертов, «будет хуже». Тарифы, невзирая на все разъяснения чиновников, по-прежнему остаются terra incognita не только для рядовых потребителей, но и для специалистов. Почему рост коммунальных платежей предусмотрен, скажем, на 12 процентов, а не на 10? Какова процентная доля в этом росте неиспользованных возможностей по сокращению собственных издержек? Не прячут ли коммунальщики и энергетики за ползущими вверх тарифами собственную бесхозяйственность и неумение эффективно работать, применять новейшие технологии?

По сути, все вопросы депутатов на «правительственном часе», где с докладом выступил руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, сводились к одному: почему тарифы на услуги ЖКХ, на подключение к электросетям, на электроэнергию, пассажирские перевозки являются столь непрозрачными? В качестве аргумента, долженствующего убедить законодателей в том, что ведомством ведется целенаправленная работа по обеспечению тарифной прозрачности, его руководитель назвал ценовой калькулятор, с помощью которого любой желающий, зайдя на ведомственный сайт, может узнать стоимость оказываемых услуг. Однако заместитель председателя Комитета ГД по делам национальностей Владимир Шемякин («Единая Россия») раскритиковал эту «считалку», заявив, что она часто ошибается и нередко дезориентирует людей.

Несмотря ни на какие «калькуляторы», проблема прозрачности тарифов остаётся актуальной и поныне, несмотря на все заверения чиновников и поставщиков услуг о том, что сегодня они не накручиваются и не повышаются злонамеренно. По мнению зампреда Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Сергея Журавлева (ЛДПР), мутные тарифы делают их объективный расчёт совершенно нереальным. «По нынешним тарифам понять, из чего они складываются — то ли из расчётов естественных монополий, то ли из их лоббистских интересов, то ли из государственного регулирования, совершенно невозможно, — отметил он. — Перекрёстное субсидирование заводит нас не просто в тупик, а в системный коллапс. Естественные монополии на самом деле не сдерживают рост тарифов, а лишь ограничивают конкуренцию и не допускают другие компании в отрасль».

Первый заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева («Единая Россия»), наоборот, считает, что ведомство продемонстрировало системный подход к формированию тарифов. «До сих пор, — сказала она, — долгое время мы формировали тарифы из подхода «затраты плюс». Сегодня основная методология формирования тарифов исходит не из связки «потребитель—производитель», а совершенно из других предпосылок. Это — надёжность, инвестиционная привлекательность отрасли и самое главное — интересы потребителя, социальная составляющая. Найти этот баланс — задача сложная, но вполне выполнимая».

Критический настрой депутатов проявился и при обсуждении экономической обоснованности тарифов. По мнению члена Комитета ГД по транспорту Валерия Зубова («Справедливая Россия»), не имеет смысла подтягивать тарифы, к примеру, на газ, до мировых цен (чего не делают, в частности, в США). «У нас же в последнее время идёт опережающий рост тарифов на услуги естественных монополий по сравнению с ценами на промышленную продукцию и потребительские товары. И ФСТ поддерживают такую политику», — считает депутат. А член Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Василий Иконников (КПРФ) вообще предлагает безотлагательно ввести мораторий на рост тарифов естественных монополий и отменить повышение тарифов с 1 июля 2012 года: «У правительства нет весомых причин для повышения тарифов на энергоносители, но есть ряд причин для введения моратория на их рост. Тарифы накачиваются для их выравнивания с европейским уровнем, в результате чего граждане из своего кармана будут вынуждены дополнительно выложить около 60 миллионов рублей».

Сегодня многие россияне попросту не смогут «переварить» рост тарифов. Всем понятно, что тарифная прибавка не должна превышать уровень инфляции, но как и за счёт чего будет сбалансировано это соотношение? В прошлом году, как известно, тарифы на ЖКХ выросли на 11,7 процента, то есть почти в два раза больше зарегистрированного инфляционного показателя. Так что далеко не каждый, получая пенсию в восемь тысяч рублей (а то и меньше) или зарплату по минимальному уровню, способен в полном объёме оплачивать услуги ЖКХ.

Как тогда обеспечить баланс интересов поставщика постоянно дорожающих услуг и потребителя, чьи доходы не растут в такой же пропорции? Разумеется, было бы проще и логичнее резко поднять пенсии и минимальный размер оплаты труда, увеличив число платёжеспособных. Но таких шагов со стороны власти в ближайшее время не ожидается, поэтому нужно искать иные пути. Так, сам руководитель ФСТ считает, что нужно вводить субсидирование для среднего класса, если рост стоимости коммунальных услуг превышает уровень инфляции. А для некоторых категорий граждан, по его словам, и вовсе должна быть гарантирована стопроцентная поддержка в связи с превышением коммунальной стоимости уровня инфляции.

Действительно, невозможно заставить население платить столько же, сколько платит промышленный потребитель. Если довести тарифы для населения до «экономически обоснованного» уровня, то коллапс неплатежей обеспечен. Потому специалисты ФСТ и многие законодатели вместе с независимыми экспертами предлагают ввести так называемые социальные нормы. При этом по коммунальным платежам служба предлагает вычленить дополнительную категорию граждан, которым и выделяются субсидии. Как известно, в настоящее время поддержку получают те, у кого совокупный объем платежей за ЖКХ превышает 22 процента от совокупного дохода семьи. ФСТ предлагает тем, у кого расходы составляют меньше 10 процентов от дохода семьи, платить в полном объёме. Если размер коммунального тарифа пребывает в пределах 10-15 процентов от совокупного семейного дохода, то в следующем году следует удерживать тарифный рост на уровне инфляции. При расходах, превышающих 15 процентов, поддерживать потребителей нужно по такому же принципу, какой действует сегодня для тех, у кого платежи за ЖКХ превышают 22 процента. Как подчеркнул Сергей Новиков, все платежи выше 15 процентов должны компенсироваться из бюджета. В прошлом году закончила своё действие законодательная норма, которая давала федеральной и региональной власти полномочия по установлению предельного темпа роста платежей за коммунальные услуги. И, по мнению главы ФСТ, необходимо её вновь восстановить на ближайшие несколько лет, причём «при регулировании тарифов необходимо учитывать структурные преобразования в отраслях, которые диктует как мировой опыт, так и правительство и Госдума».

Николай ЛАШКЕВИЧ

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала