Нетрудовые доходы будут стоить репутации

Современное российское мздоимство бывший глава Российского бюро Интерпола, отставной генерал-майор милиции Владимир Овчинский (уволенный за публично критическое отношение к реформе органов внутренних дел и судебной системы, а нынче назначенный советником нового главы МВД), охарактеризовал так: «У нас происходит некое «огосударствление мафии» — криминальные структуры фактически стали замещать реальное руководство». Сейчас власть, осознав столь опасную ситуацию, решила перейти в очередное решительное наступление на коррупцию. Так, Госдума приняла в первом чтении три соответствующих законопроекта, базовый из которых — «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». О сути готовящихся правовых перемен рассказывает председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина ЯРОВАЯ.

— Вопрос противодействия коррупции является одним из важнейших для обеспечения национальной безопасности страны. За последние четыре года государственная борьба с этим злом в России становится все более волевой, последовательной, системной, принят целый комплекс законодательных актов. Закон о контроле за расходами должностных лиц — новый серьёзный шаг в противодействии коррупции, который является логическим продолжением законодательных инициатив, уже реализованных ранее.

Первым шагом к тому были решения, обязывающие широкий круг чиновников как федерального, так и муниципального, регионального уровней, в том числе сотрудников правоохранительной системы, прокуратуры, Счетной палаты представлять сведения о доходах.

И следующим этапом уже закономерно является контроль за их расходами. Так, новый законопроект устанавливает прямую обязанность сообщать не только о доходах, но и о расходах — как своих, так и супругов, несовершеннолетних детей. В случае приобретения недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на сумму, которая превышает трехгодичный совокупный доход семьи, человек должен представить информацию об источниках этих доходов и подтвердить, что он имел реально накопленные законным путем средства для их покупки. Если проверяемое лицо не докажет и не подтвердит добросовестность проведенной сделки, у прокуратуры появится право обращаться с иском в суд по изъятию имущества в доход государству. Долго шли дискуссии по этому вопросу, и все же возобладал принцип неотвратимости наказания в случае нарушения закона. В случае, если госслужащий скрывает информацию, не представляет ее, то это уже является основанием для его увольнения в связи с утратой доверия.

Сегодня мы уже имеем собранную накопительную информацию не за один год как о доходах, так и о том имуществе, которым располагало подотчетное лицо. Это хороший материал для проверок.

Кто имеет право предложить провести проверку? Помимо правоохранительных органов — СМИ, общественные организации, политические партии, Общественная палата. Новый документ предоставляет им право инициировать проведение проверки в отношении любого лица, который в соответствии с действующим законодательством обязан отчитываться о доходах и расходах своей семьи. И в этом еще одно принципиальное новшество, которое свидетельствует об усилении общественного контроля над властью. Наша общая задача — обеспечить в обществе неприятие коррупционного поведения.

Совершенно очевидно, что с возрастанием роли Федерального Собрания в жизни общества и государства на передовую линию борьбы с коррупцией выводятся парламентские расследования. Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин поручил профильным думским комитетам подготовить предложения по упрощению процедуры возбуждения парламентского расследования, предусмотрев «взаимодействие в процессе и по итогам расследования с органами прокуратуры и предварительного следствия». Он считает необходимым усилить ответственность должностных лиц за отказ выполнять предписания парламентской комиссии и установить юридические последствия по итогам доклада парламентской комиссии.

Мною уже подготовлен и внесен в Госдуму законопроект, в котором закладывается совершенно новый, концептуальный подход в обеспечении парламентского контроля. Сегодня законодатели не могут ограничиваться только актами проверок, которые направляет Счетная палата, они должны иметь возможность инициировать парламентские расследования по выявленным нарушениям. Нам нужно обеспечивать контроль за принятием решений на уровне правоохранительных органов, максимально использовать площадки комитетов Госдумы для подробного заслушивания информации по каждому акту проверки с приглашением соответствующих должностных лиц. Речь идет и о направлении депутатских запросов в правоохранительные органы в случае необходимости принятия соответствующих решений. Это будет еще одной эффективной мерой противодействия коррупции.

Счетная палата изначально создавалась как постоянно действующий орган финансового контроля Федерального Собрания. Очень важно использовать этот инструмент не только как форму постоянного контроля и мониторинга, как механизм выявления и пресечения любых злоупотреблений, но и как правовую форму, дающую основания для наступления ответственности виновных должностных лиц. Позиция комитета заключается в том, чтобы усиливать форму парламентского контроля, прежде всего за использованием бюджетных средств. Разумеется, что пришло время обновить закон о Счётной палате в целях усиления ее антикоррупционных полномочий.

На сегодняшний день нет обязательной процедуры направления в адрес Госдумы со стороны Счётной палаты материала-уведомления по факту выявленных нарушений. Такие материалы направляются в правоохранительные органы. Мы же предлагаем установить такую процедуру. Кроме того, правоохранительные органы будут обязаны сообщать Государственной Думе о результатах проверок по материалам Счётной палаты. На основании этих документов депутаты могут инициировать вопрос о парламентском расследовании.

Предлагается также проводить антикоррупционную экспертизу всех законопроектов. В правительственном отзыве на любой из них будет содержаться раздел по поводу антикоррупционной оценки. Если говорить о подзаконных нормативных актах, то мы предлагаем сделать обязательной процедуру направления в Госдуму в трехмесячный срок информации о том, разработаны ли соответствующие подзаконные акты или нет, насколько они соотносятся с ранее принятыми законами. Это позволит, во-первых, избежать неправильного применения самих правовых актов, во-вторых, — избежать коррупционных процедур. Таким образом, будет доведена до логического завершения вся процедура законотворчества, если закон требует принятия подзаконных нормативных актов.

Назрел вопрос и о расширении полномочий прокуратуры, что соответствует интересам государства, и общества. Именно она выступает главным субъектом международных правоотношений. Но совершенно нелогичной выглядит ситуация, когда прокуратура не может влиять ни на ход расследования уголовных дел, ни на принятие процессуальных решений, связанных с международными договорными отношениями.

В России сегодня формируется эффективная и действенная система противодействия коррупции, при которой не выгодно нарушать закон. Кроме утраты имущества, наступления уголовно-правовой, гражданской ответственности, коррупционер становится невостребованным ни в бизнесе, ни на государственной службе, ни на общественном поприще. Такой подход формирует совершенно новую психологию поступления на государственную службу — человек, жаждущий легкой наживы на доходной должности, прежде всего, задумается о пристальном внимании к себе и правоохранительных структур, и общественного контроля. И о том, что нетрудовые доходы будут стоить репутации.

Подготовил Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала