Вопрос номера

Прошло первое заседание объединённого Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании России. Чем, по вашему мнению, должен заниматься Совет законодателей?

Владимир ЖИДКИХ

член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области

— Сегодня можно говорить о новой странице в наших взаимоотношениях с парламентами российских регионов. Она открыта с созданием Совета законодателей при Федеральном Собрании. То, как эта работа строилась, а вернее, делилась раньше — между Советом законодателей при Совете Федерации и Ассамблеей при Государственной Думе — вызывало понятный дискомфорт у региональных спикеров, особенно когда эти структуры одновременно проводили свои мероприятия.

Россия — федеральная страна, основной принцип ее конструкции — равенство субъектов между собой. В том числе и в продвижении законодательных инициатив на федеральный уровень. Надо сказать, что региональные законодатели достаточно активно разрабатывают и предлагают законопроекты, но статистика их прохождения на рассмотрение федерального парламента и одобрения их откровенно удручает. Это также вызывает справедливое недовольство наших коллег из регионов. Ведь депутатский корпус в субъектах Федерации в большинстве своем составляют действительно авторитетные представители бизнеса, науки, культуры, искусства, они делают весьма толковые предложения по совершенствованию федерального законодательства, причем с учётом знания ситуации на местах.

Поэтому главное, чем, на мой взгляд, должен заниматься Совет законодателей — это продвижение законодательных инициатив регионов после тщательной научной и правовой экспертизы. Уверен, что качество документов и уровень их прохождения значительно вырастет, а следовательно, более весомым будет участие региональных парламентариев в формировании российского законодательства.

Думаю, что с созданием этой структуры, в которую вошли председатели обеих палат Федерального Собрания и главы заксобраний субъектов, возрастёт роль и представителей региональных парламентов в Совете Федерации. Не случайно все мы были приглашены в Московскую областную Думу на первое заседание Совета законодателей.

Анатолий ЛЫСКОВ

член СФ от исполнительного органа государственной власти Липецкой области

— Задачи Совета законодателей достаточно чётко и точно сформулированы в докладах Председателей верхней и нижней палаты Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина, а также прозвучавших в их развитие выступлений представителей законодательных собраний регионов. Наверняка журнал не обойдёт их вниманием, и мне ни к чему их пересказывать.

Отмечу, во-первых, что создание Совета законодателей как единого законодательного органа на федеральном уровне является безусловным шагом вперед по укреплению взаимодействия между федеральным центром и субъектами Федерации. А, во-вторых, подведена черта под нездоровым противостоянием обеих палат российского парламента в их влиянии на умы региональных законодателей.

Что имею в виду. На мой взгляд, раздельное существование Совета законодателей при Совете Федерации и Ассамблеи законодателей при Государственной Думе наносило вред общему делу, а самое главное, не укрепляло нашего авторитета среди парламентариев в регионах. Так что, по крайней мере, уже одну задачу нынешний Совет законодателей решил.

Надеюсь, что новая форма взаимодействия палат и заксобраний субъектов Федерации послужит конструктивным движителем продвижению законодательных инициатив из регионов на федеральный уровень. Это и есть главная цель и задача работы новой структуры.

Сергей БЕЛОУСОВ

член СФ от законодательного органа государственной власти Алтайского края

— Естественно, что одной из главных задач является приведение законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным. А это сделать непросто. Надо помнить, что страна наша большая, и многие регионы имеют свою специфику, которую мы, федеральные законодатели, должны учитывать. За примерами далеко ходить не надо, они в избытке звучали во время исторического заседания в Московской областной Думе.

В частности такой: охота для жителей Подмосковья — род развлечения, досуга, спорта. Естественно, так к этому занятию и подходят областные парламентарии. А для многих коренных жителей Якутии это традиционный промысел, и порой единственный источник дохода, единственный способ прокормить семью. И это также отражено в региональном законодательстве.

Ну и, конечно, нельзя не приветствовать устранение ранее существовавшего в Федеральном Собрании разделения, которое мешало прохождению законодательных инициатив из регионов и создавало почву для конфликта во взаимоотношениях палат. Бывало так, что в Совете Федерации законопроект поддерживали, а в Государственной Думе он годами лежал без движения. Теперь же, как я понимаю, над законопроектами субъектов должна вестись совместная работа и депутатами, и сенаторами, направленная на укрепление совместной работы с регионами по совершенствованию российского законодательства.

Виктор КИДЯЕВ

«Единая Россия»

— Совет законодателей Российской Федерации — важная площадка для выработки согласованных позиций федеральных и региональных властей. В современной России мы наблюдаем постепенную децентрализацию власти, усиление роли субъектов Федерации. Соответственно появляется резонная необходимость наращивать законодательные возможности региональных парламентов, расширять круг вопросов, по которым они могут принимать собственные законы. Однако законодательная автономия регионов должна быть умеренной, региональное законодательство не должно противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. И для того, чтобы привести в соответствие правовую базу федерального центра и субъектов Федерации, чтобы выстроить сбалансированную структуру общероссийских и локальных правовых норм, важно наладить диалог между представителями законодательной власти всех уровней. Ему как раз и способствует учреждённый Совет законодателей Российской Федерации. Это очень важный блок работы нового совещательного органа.

Анатолий ЛОКОТЬ

КПРФ

— Мы не почувствовали какой-то особой роли этого новоиспеченного Совета. Наверное, от него была бы польза, если бы он внимательно прислушался к инициативам, которые идут из российской глубинки, от земли, которые порождаются проблемами людей, живущих и работающих на местах. Государственная Дума в своей законотворческой деятельности слишком пристрастно относится к инициативам, идущим из Кремля, и не очень обращает внимание на всё то, что поступает снизу. Процент поддержки законодательных инициатив с мест как был низким, так по-прежнему и остаётся таковым. Если в Государственной Думе четвёртого созыва до полноценного финиша доходило четыре-пять процентов законодательных инициатив из регионов, то в пятой — около десяти. Отговорки обычные — и низкое качество подготовленных документов, субъективное видение проблемы. Всё это свидетельствует о пренебрежении парламентского большинства к житейским проблемам на местах. Словом, фракция КПРФ ничего полезного в деятельности Совета законодателей пока не увидела. Его суть, на мой взгляд, очень точно отражает известная фраза Жванецкого: сами производим, сами потребляем.

Татьяна МОСКАЛЬКОВА

«Справедливая Россия»

— Общая задача всех законодателей — принимать качественные, полезные для россиян законы. И Совет призван стать компетентным экспертно-аналитическим органом, который изначально работает с нормативными актами, анализирует проекты законов, оценивает и совершенствует их. На мой взгляд, региональные законодатели должны сегодня заниматься не только собственным, но и общефедеральным законотворчеством, активно участвовать в разработке всех федеральных правовых документов. Совет законодателей позволит им дополнять подготовленные на федеральном уровне законопроекты своими законодательными инициативами... Думаю, целесообразно привлечь к работе Совета законодателей представителей муниципальных образований.

Елена АФАНАСЬЕВА

ЛДПР

— Если говорить о депутатском корпусе оппозиционных партий, как в центре, так и на местах, то не мешало бы Совету более активно привлекать их к работе. Особенно когда выносится законопроект субъектов Федерации. Например, Оренбургская область представлена в Госдуме всего пятью депутатами, из них только один человек непосредственно из региона, а остальные — пришельцы, москвичи. И вот, когда поступают законодательные инициативы из Оренбуржья, желательно, чтобы на этот Совет приглашали региональных и местных депутатов, дабы выслушать их мнение. К сожалению, такое случается редко. Нередко представленные из регионов законопроекты заворачиваются только потому, что не соответствуют нормам или регламенту. Их отправляют на доработку, не рассматривая и в то же время, не отказывая в принятии как закона. Возвращают, даже не дав возможности региональным депутатам высказать свое мнение. А ведь они могли убедительно обосновать, почему тот или иной законопроект появился, насколько он необходим региону или группе регионов. И почему, собственно, законопроект надо сразу отправлять восвояси, а не помочь уже на Совете его правильно оформить, внести нужные коррективы? Я как депутат, представляющий Оренбуржье в Государственной Думе, могу сказать, что законодательные инициативы нашей области прошли через Совет законодателей и Совет Думы, но не уверена, что их примут. Безусловно, там есть некие правовые огрехи в оформлении, но главное — они не согласованы с теми, кто ставит «положительные» визы на таких законах. Хотелось бы, чтобы Совет законодателей не только услышал регионы, но и убрал всё то, что мешает им докричаться до властной верхушки.

Подготовили Елена ГУСЕВА и Павел АНОХИН

Основное меню

Рубрикатор

Архив журнала